Все вещества с которыми мы встречаемся. Информационная обработка текста в старших классах. Мой брат родной по музе, по судьбам

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)_____ состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний - жидком, твёрдом или газообразном - и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

2. При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние - жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

3. Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

4. Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

5. Под влиянием охлаждения или нагревания меняется агрегатное состояние и свойства многих веществ.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Наоборот,

5. Вопреки этому,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР, -мн. -ы, -ов, м.

1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

2. ед.Земной шар, земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен(о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

3. Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

4. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

5. ед. (предл.в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.

6. (предл.на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке - голому рубашка (поел.).

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый

освЕдомиться

обзвонИт

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Чтобы человеку, владеющему иностранным языком, научиться свободно общаться с носителями этого языка, ему необходимо преодолеть ЯЗЫКОВОЙ барьер.

2. Не стоит ПРИНИЖАТЬ заслуг тренера в победе его воспитанников - юных футболистов - в матче с более опытным соперником.

3. Информацию о НАЛИЧНОСТИ мест на поезд дальнего следования и стоимости железнодорожных билетов можно узнать не ранее, чем за 45 суток до даты его отправления.

4. В начале XVIII века с развитием во Франции паркового дела и пейзажной дендрологии ЖИВЫЕ изгороди нашли широкое применение.

5. Мастерство вырастает из ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за работой профессионала.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ИНЖЕНЕРА

ПОЕЗЖАЙТЕ в город

пара НОСКОВ

НАИБОЛЕЕ уместный

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Определяя значение непонятных слов, мной овладели сомнения. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) В рассказе Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П.И. Чайковского. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Те, кто не изучает иностранный язык, лишён возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Учёные говорили о том, что «мы пропитываем старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги». 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

экз..менатор

ав..нгард

утр..мбовать

возг..рание

фил..рмония

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

п..дписать, с..гласие

ра..положиться, бе..действие

пр..образовать, пр..шить

под..грать, сверх..нтересный

пр..открыть, пр..следовать

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

перестра. .ваться

магни..вый

незатейл..вый

улыбч..вый

настойч..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

заброш..нный

потревож..нный

поджар..шь

подмеч..нный

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Этот дом (НЕ)БОЛЬШОЙ, но очень уютный.

2. Мне НЕ(О)ЧЕМ с вами говорить.

3. Компьютер (НЕ)ПОДКЛЮЧЁН к сети.

4. Гибнущий сад и уже (НЕ)СОСТОЯВШАЯСЯ любовь - две внутренне связанные темы пьесы.

5. Электропоезд (НЕ)ОСТАНОВИЛСЯ на платформе Перово.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (И)ТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.

2. (В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашёл.

3. Исходя из представления о предопределённости, можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.

4. Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.

5. (И)ТАК продолжалось (В)ТЕЧЕНИЕ многих лет.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

2. Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.

3. На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

4. Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

5. И рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.

16

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

У нас иностранную литературу в подлинниках читают очень мало, и ещё менее знают биографии жизни западных авторов, приёмы их работы.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Старая деревня с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие. (2)А это значит - рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой выросла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор и литература, её чудо-язык. (3)Деревня - наши истоки, наши корни. (4)Деревня - материнское лоно, где зарождался и складывался наш национальный характер.

(5)И вот сегодня, когда старая деревня доживает свои последние дни, мы с новым, особым, обострённым вниманием вглядываемся в тот тип человека, который был создан ею, вглядываемся в наших матерей и отцов, дедов и бабок.

(6)Ох, немного выпало на их долю добрых слов! (7)А ведь именно на них, на плечах этих безымянных тружеников и воинов, прочно стоит здание всей нашей сегодняшней жизни!

(8)Вспомним, к примеру, только один подвиг русской женщины в минувшей войне.

(9)Ведь это она, русская баба, своей сверхчеловеческой работой ещё в сорок первом году открыла второй фронт, тот фронт, которого так жаждала Советская армия.

(10)А как, какой мерой измерить подвиг всё той же русской бабы в послевоенную пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила и одевала страну, её истинным терпением и безропотностью русской крестьянки несла свой тяжкий крест вдовы-солдатки, матери погибших на войне сыновей!

(11)Так что же удивительного, что старая крестьянка в нашей литературе на время потеснила, а порой и заслонила собой других персонажей? (12)Вспомним «Матрёнин двор» А. Солженицына, «Последний срок» В. Распутина, героинь В. Шукшина, А. Астафьева и В. Белова. (13)Это не идеализация деревенской жизни и не тоска по уходящей избяной Руси, как с бездумной лёгкостью и высокомерием вещают некоторые критики и писатели, а наша сыновняя, хотя и запоздалая благодарность.

При изучении материала предыдущих параграфов, вы уже познакомились с некоторыми веществами. Так, например, молекула газа водорода, состоит из двух атомов химического элемента водорода –

Простые вещества – вещества, в состав которых входят атомы одного вида

К простым веществам, из числа известных вам веществ, относят: кислород, графит, серу, азот, все металлы: железо, медь, алюминий, золото и т.д. Сера состоит только из атомов химического элемента серы, а графит состоит из атомов химического элемента углерода. Нужно четко различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» .

Например, алмаз и углерод – не одно и тоже.

Углерод – химический элемент, а алмаз – простое вещество, образованное химическим элементов углеродом. В данном случае химический элемент (углерод) и простое вещество (алмаз) называются по-разному.

Часто химический элемент и отвечающее ему простое вещество называются одинаково. Например, элементу кислороду, соответствует простое вещество – кислород. Различать, где идет речь об элементе, а где о веществе, необходимо научиться! Например, когда говорят, что кислород входит в состав воды – речь идет об элементе кислороде. Когда говорят, что кислород – это газ, необходимый для дыхания – здесь идет речь о простом веществе кислороде. Простые вещества химических элементов подразделяют на две группы – металлы и неметаллы.

Металлы и неметаллы кардинально отличаются по своим физическим свойствам. Все металлы при нормальных условиях твердые вещества, исключение составляет ртуть – единственный жидкий металл .

Металлы непрозрачны, обладают характерным металлическим блеском. Металлы пластичны, хорошо проводят тепло и электрический ток.Неметаллы не похожи друг на друга по физическим свойствам. Так, водород, кислород, азот – газы, кремний, сера, фосфор – твердые вещества. Единственный жидкий неметалл – бром – жидкость коричнево-красного цвета.Если провести условную линию от химического элемента бора к химическому элементу астату, то в длинном варианте

Периодической Системы над линией расположены неметаллические элементы, а под ней – металлические . В коротком варианте Периодической Системы под этой линией расположены неметаллические элементы, а над ней – как металлические, так и неметаллические элементы. Значит, определять, является элемент металлическим или неметаллическим, удобнее по длинному варианту Периодической Системы.

Это деление условное, поскольку все элементы так или иначе проявляют как металлические, так и неметаллические свойства, но в большинстве случаев такое распределение соответствует действительности.

Сложные вещества и их классификация

Если в состав простых веществ входят атомы только одного вида, несложно догадаться, что в состав сложных веществ будут входить несколько видов различных атомов, как минимум двух. Примером сложного вещества является вода, ее химическая формула вам известна – Н2О .

Молекулы воды состоят из двух видов атомов: водорода и кислорода.

Сложные вещества – вещества, в состав которых входят атомы различных видов

Проведем следующий эксперимент. Смешаем порошки серы и цинка. Поместим смесь на металлический лист и подожжем при помощи деревянной лучины. Смесь загорается и быстро сгорает ярким пламенем. После завершения химической реакции образовалось новое вещество, в состав которого входят атомы серы и цинка. Свойства этого вещества совершенно другие, нежели свойства исходных веществ – серы и цинка.

Сложные вещества принято делить на две группы: неорганические вещества и их производные и органические вещества и их производные. Например, каменная соль – это неорганическое вещество, а крахмал, содержащийся в картофеле – органическое вещество.

Типы строения веществ

По типу частиц, входящих в состав веществ, вещества делят на вещества молекулярного и немолекулярного строения. В состав вещества могут входить различные структурные частицы, такие как атомы, молекулы, ионы. Следовательно, существует три типа веществ: вещества атомного, ионного и молекулярного строения. Вещества различного типа строения будут иметь различные свойства.

Вещества атомного строения

Примером веществ атомного строения могут быть вещества, образованные элементом углеродом: графит и алмаз . В состав этих веществ входят только атомы углерода, но свойства этих веществ очень сильно отличаются. Графит – хрупкое, легко расслаивающееся вещество серо-черного цвета. Алмаз – прозрачный, один из самых твердых на планете, минерал. Почему вещества, состоящие из одного типа атомов, имеют различные свойства? Все дело в строении этих веществ. Атомы углерода в графите и алмазе соединяются различным способом. Вещества атомного строения имеют высокие температуры кипения и плавления, как правило, нерастворимы в воде, нелетучи. Кристаллическая решетка – вспомогательный геометрический образ, вводимый для анализа строения кристалла

Вещества молекулярного строения – это практически все жидкости и большинство газообразных веществ. Существуют и кристаллические вещества, в состав кристаллической решетки которых входят молекулы. Вода – вещество молекулярного строения. Лед также имеет молекулярное строение, но в отличие от жидкой воды, имеет кристаллическую решетку, где все молекулы строго упорядочены. Вещества молекулярного строения имеют невысокие температуры кипения и плавления, как правило хрупкие, не проводят электрический ток.

Вещества ионного строения

Вещества ионного строения – это твердые кристаллические вещества. Примером вещества ионного соединения может быть поваренная соль. Ее химическая формула NaCl. Как видим, NaCl состоит из ионов Na+ и Cl⎺, чередующихся в определенных местах (узлах) кристаллической решетки. Вещества ионного строения имеют высокие температуры плавления и кипения, хрупкие, как правило, хорошо растворимы в воде, не проводят электрический ток. Понятия «атом», «химический элемент» и «простое вещество» не следует смешивать.

  • «Атом» – конкретное понятие, так как атомы существуют реально.
  • «Химический элемент» – это собирательное, абстрактное понятие; в природе химический элемент существует в виде свободных или химически связанных атомов, то есть простых и сложных веществ.

Названия химических элементов и соответствующих простых веществ совпадают в большинстве случаев. Когда мы говорим о материале или компоненте смеси – например, колба наполнена газообразным хлором, водный раствор брома, возьмём кусочек фосфора, – мы говорим о простом веществе. Если же мы говорим, что в атоме хлора содержится 17 электронов, вещество содержит фосфор, молекула состоит из двух атомов брома, то имеем в виду химический элемент.

Нужно различать свойства (характеристики) простого вещества (совокупности частиц) и свойства (характеристики) химического элемента (изолированного атома определенного вида), см. таблицу ниже:

Сложные вещества необходимо отличать от смесей , которые тоже состоят из разных элементов. Количественное соотношение компонентов смеси может быть переменным, а химические соединения имеют постоянный состав. Например, в стакан чая вы можете внести одну ложку сахара, или несколько, а молекулы сахарозы С12Н22О11 содержит точно 12 атомов углерода, 22 атома водорода и 11 атомов кислорода.

Таким образом, состав соединений можно описать одной химической формулой, а состав смеси – нет. Компоненты смеси сохраняют свои физические и химические свойства. Например, если смешать железный порошок с серой, то образуется смесь двух веществ.

И сера, и железо в этой смеси сохраняют свои свойства: железо притягивается магнитом, а сера не смачивается водой и плавает по ее поверхности. Если же сера и железо прореагируют друг с другом, образуется новое соединение с формулой FeS , не имеющее свойств ни железа, ни серы, но обладающее набором собственных свойств. В соединении FeS железо и сера связаны друг с другом, и разделить их методами, которыми разделяют смеси, нельзя.

Выводы из статьи по теме Простые и сложные вещества

  • Простые вещества – вещества, в состав которых входят атомы одного вида
  • Простые вещества делят на металлы и неметаллы
  • Сложные вещества – вещества, в состав которых входят атомы различных видов
  • Сложные вещества делят на органические и неорганические
  • Существуют вещества атомного, молекулярного и ионного строения, их свойства различны
  • Кристаллическая решетка – вспомогательный геометрический образ, вводимый для анализа строения кристалла

ВАРИАНТ 18 ЕГЭ-2015

Часть 1

Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)<...> состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний – жидком, твёрдом или газообразном – и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

2) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние – жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

3) Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

4) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

5) Под влиянием охлаждения или нагревания меняется агрегатное состояние и свойства многих веществ.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот, Другие Даже Эти Вопреки этому,

Ответ:_______________________________________

3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР , -мн. -ы, -ов, м.

1) Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

2) ед . Земной шар, земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

3) Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

4) Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

5) ед. ( предл. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.

6) ( предл. на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке – голому рубашка (посл.).

Ответ:_______________________________________

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый нАчав освЕдомиться обзвонИт квартАл

Ответ:_______________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Чтобы человеку, владеющему иностранным языком, научиться свободно общаться с носителями этого языка, ему необходимо преодолеть ЯЗЫКОВОЙ барьер.

Не стоит ПРИНИЖАТЬ заслуг тренера в победе его воспитанников – юных футболистов – в матче с более опытным соперником.

Информацию о НАЛИЧНОСТИ мест на поезд дальнего следования и стоимости железнодорожных билетов можно узнать не ранее, чем за 45 суток до даты его отправления.

В начале XVIII века с развитием во Франции паркового дела и пейзажной дендрологии ЖИВЫЕ изгороди нашли широкое применение.

Мастерство вырастает из ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за работой профессионала.

Ответ:_______________________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ИНЖЕНЕРА НАИБОЛЕЕ уместный ПОЕЗЖАЙТЕ в город

ИХ книги пара НОСКОВ

Ответ:_______________________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определяя значение непонятных слов, мной овладели сомнения.

Б) В рассказе Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П.И. Чайковского.

В) Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.

Г) Те, кто не изучает иностранный язык, лишён возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

Д) Учёные говорили о том, что «мы пропитываем старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги».

Ответ:

А

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

экз..менатор возг..рание ав..нгард фил..рмония утр..мбовать

Ответ:_______________________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

п..дписать, с..гласие ра..положиться, во..действие

пр..образовать, пр..шить под..грать, сверх..нтересный

пр..открыть, пр..следовать

Ответ:_______________________________________

10. Е .

перестра.. вать магни..вый незатейл..вый улыбч..вый настойч..вый

Ответ:_______________________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

заброш..нный потревож..нный поджар..шь подмеч..нный сыпл..шь

Ответ:_______________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот дом (НЕ)БОЛЬШОЙ, но очень уютный.

Мне НЕ(О)ЧЕМ с вами говорить.

Компьютер (НЕ)ПОДКЛЮЧЁН к сети.

Гибнущий сад и уже (НЕ)СОСТОЯВШАЯСЯ любовь – две внутренне связанные темы пьесы.

Электропоезд (НЕ)ОСТАНОВИЛСЯ на платформе Перово.

Ответ:_______________________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.

(В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашел.

Исходя из представления о предопределенности, можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.

Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.

(И)ТАК продолжалось (В)ТЕЧЕНИЕ многих лет.

Ответ:_______________________________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу.

Ответ:_______________________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

2) Желтоватые или розоватые лепестки этого растения растут по одному или парами.

3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

5) Рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.

Ответ:_______________________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головой такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

Ответ:_______________________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

Ответ:_______________________________________

18. Расставьте знаки препинания

Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

Ответ:_______________________________________

19. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)Старая деревня с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие. (2)А это значит – рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой росла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор и литература, её чудо –язык. (3)Деревня – наши истоки, наши корни. (4)Деревня – материнское лоно, где зарождался наш национальный характер.

(5)И вот сегодня, когда старая деревня доживает свои последние дни, мы с новым, особым, обостренным вниманием вглядываемся в тот тип человека, который был создан ею, вглядываемся в наших матерей и отцов, дедов и бабок.

(6)Ох, немного выпало на их долю добрых слов! (7)А ведь именно на них, на плечах этих безымянных тружеников и воинов, прочно стоит здание всей нашей сегодняшней жизни!

(8) Вспомним, к примеру, только один подвиг русской женщины в минувшей войне. (9)Ведь это она, русская баба, своей сверхчеловеческой работой ещё в сорок первом году открыла второй фронт, которого так жаждала Советская Армия. (10)А как, какой мерой измерить подвиг той же русской бабы в послевоенную пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила и одевала страну, с истинным терпением и безропотностью русской крестьянки несла тяжёлый крест вдовы-солдатки, матери погибших на войне сыновей!

(11)Так что же удивительного, что старая крестьянка в нашей литературе на время потеснила, а порой и заслонила собой других персонажей? (12) Вспомним «Матрёнин двор» А.Солженицына, «Последний срок» В.Распутина, героинь В.Шукшина, А. Астафьева и В. Белова. (13)Нет, не идеализация это деревенской жизни и не тоска по уходящей избяной Руси, как с бездумной легкостью и высокомерием вещают некоторые критики и писатели, а наша сыновняя, хотя и запоздалая благодарность.

(14)Это стремление осмыслить и удержать духовный опыт людей старшего поколения, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть России в годы самых тяжелых испытаний.

(15)Да, эти героини тёмные и малограмотные, да, наивные и чересчур доверчивые, но какие душевные россыпи, какой душевный свет! (16)Бесконечная самоотверженность, обострённая русская совесть и чувство долга, способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому – да всего не перечислишь.

(17)К сожалению, современный молодой человек, взращённый в иных, более благоприятных условиях, не всегда наследует эти жизненно важные качества. (18)И одна из главнейших задач современной литературы – предостеречь молодёжь от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный предшествующими поколениями.

(19)В последнее время мы много говорим о сохранении природной среды, памятников материальной культуры. (20)Не пора ли с такой же энергией и напором ставить вопрос о сохранности и защите непреходящих ценностей духовной культуры, накопленной вековым народным опытом...

(По Ф.Абрамову*)

*Федор Александрович Абрамов (1920-1983) – российский писатель, литературовед, публицист; один из наиболее ярких представителей «деревенской прозы» – значительного направления советской литературы 1960-1980-х годов.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Старая деревня скоро прекратит свое существование.

2) Благополучие нынешних поколений стало возможным благодаря миллионам безымянных тружеников и воинов – наших предков.

3) Произведения писателей о русской деревне проникнуты тоской по уходящей избяной Руси.

4) Необходимо сохранять и защищать непреходящие ценности духовной культуры нашего народа.

5) Современная литература должна развлекать, создавать условия для хорошего отдыха после работы.

Ответ:_______________________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 2 объясняет содержание предложения 1.

2) Предложения 8-10 содержат иллюстрацию приведённого в предложении 7 утверждения.

3) В предложениях 11-13 содержится повествование.

4) В предложениях 15-16 представлено повествование.

5) В предложениях 19-20 представлено рассуждение.

Ответ:_______________________________________

22. Из предложений 3-6 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ:_______________________________________

23. Среди предложений 10-13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. « Автор неравнодушен к судьбе русской деревни, поэтому его рассуждения глубоко эмоциональны. Эмоциональность тексту придают синтаксические средства выразительности: (А) ___________ (предложения 6-7) и (Б) _________ (предложение 11), а также приём – (В) _________ (предложения 3-4). Рассуждая о духовной сфере, Ф. Абрамов использует такой троп, как (Г) ___________ (например, в предложении 18)».

Список терминов:

1) литота

2) фразеологизм

3) книжные слова

4) анафора

5) метафора

6) восклицательные предложения

7) парцелляция

8) риторический вопрос

9) вопросно-ответная форма изложения

Ответ:

А

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 18 ЕГЭ-2015

к заданиям части 1

задания

стараяновым новымстарая старыйновый новыйстарый

ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ

ЧАСТИ 2

Примерный круг проблем

4. Проблема значения образа русской крестьянки в литературе 60-70-х годов XX века. (Каково значение образа русской крестьянки, созданного в произведениях русской литературы 60-70-х годов XX века?)

10–11-е классы

Информационная обработка текста
в старших классах

(ЗАДАНИЕ А27)

В экзаменационную работу по русскому языку в 11-м классе вошло изменение – внесено задание базового уровня, проверяющее умение учащихся адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения и использовать приемы сжатия текста. Речь идет о задании А27.

Это задание состоит из небольшого текста учебно-научного стиля речи (3 предложения) и вариантов предложений, в одном из которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.

Понимать информацию, содержащуюся в тексте, – значит, понимать и каждое слово в отдельности, и сочетание слов (связь понятий), и как движется мысль от темы к теме, и какая связь между двумя соседними предложениями, а также между микротемами в тексте. Таким образом, осмысление текста, его понимание, происходит сразу на нескольких уровнях и взаимосвязанно. Критерием осмысленности текста, по мнению А.А. Леонтьева, является способность выразить его содержание в сколь угодно сжатой форме.

Одно из заданий экзаменационной работы в 9-м классе (написание сжатого изложения) тоже предполагает проверку сформированности у учащихся аналогичных умений, и определенную работу в этом направлении учителя проводят. Но необходимо, на наш взгляд, продолжать целенаправленную работу по совершенствованию информационных умений учащихся и в 10–11-х классах. Упорядоченная информация, объединенная в смысловые блоки, представляет сведения из той или иной науки. Умение перерабатывать информацию, которую содержит текст, необходимо для создания связных высказываний в научном стиле с использованием особенностей этого стиля.

Мы провели работу в трех десятых классах (71 ученик), предложив им выполнить задания такого типа, и проанализировали результаты.

Работа состояла из:

А. контрольного задания 1;

Б. знакомства с алгоритмом работы и выполнения вместе с учителем задания к тексту 2;

В. контрольного задания 2.

Рассчитана работа на один урок.

А. Контрольное задание 1.

ТЕКСТ 1. Прочитайте текст.

Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твердыми, или газообразными. Эти состояния веществ называют агрегатными состояниями. Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

1) Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний – жидком, твердом или газообразном – и обладает при этом определенными неизменными свойствами.

2) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют свое агрегатное состояние – жидкое, твердое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

3) Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

4) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твердыми, или газообразными.

(Правильный ответ: 2)

Б. Знакомство с алгоритмом работы, выполнение задания вместе с учителем .

Памятка для выполнения задания по информационной переработке текста (А27)

Шаг 1

Выделяем в каждом предложении ключевые слова, имеющие существенное значение для понимания данной темы, вопроса; обращаем особое внимание на главную часть в СПП.

Шаг 2

Шаг 3

Отсекаем второстепенную информацию (она может включать пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии и т.д.).

Шаг 4

Сокращаем текст за счет замены синонимами, обобщающих слов, устранения лексических повторов, преобразования конструкций – отбираем лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию.

Шаг 5

Ученики соотносят свой вариант текста (свое предложение) с вариантами ответов.

В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц – пыли, дыма, сажи. Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия.

2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку.

3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу.

4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми.

Комментарий учителя:

Шаг 1

Выделяем в каждом предложении ключевые слова, имеющие существенное значение для понимания данной темы, вопроса; обращаем особое внимание на главную часть в СПП.

1) В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей . 2) Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц – пыли, дыма, сажи. 3) Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

Шаг 2

Определяем смысловые отношения между предложениями (причина – следствие; формулировка закона – пример), анализируя союзы и союзные слова, вводные конструкции.

Второе предложение уточняет, расширяет смысл первого предложения (состав примесей в атмосфере – газообразные и твердые примеси). Связь предложений за счет лексического повтора и однокоренных слов: развитая промышленность (1) – отрасли промышленности (2); загрязняющие вещества (2) – загрязнители воздуха (3). Обращаем внимание на роль градационного сочинительного союза не только, но и в 3-м предложении.

Шаг 3

Отсекаем второстепенную информацию, которая может включать пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии.

Шаг 4

Сокращаем текст за счет обобщающих слов, устранения лексических повторов, преобразования конструкций – отбираем лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию .

Загрязняющие вещества различного характера в городах с развитой промышленностью наносят вред не только здоровью человека, но и окружающей среде.

Шаг 5

Соотносим свой вариант с предложенными вариантами ответов.

(Правильный ответ: 2)

В. Контрольное задание 2.

ТЕКСТ 3. Прочитайте текст.

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Сибирь занимает две пятых пространства Азии, и поэтому в планах экономического развития России этому региону уделяется большое внимание.

2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.

3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

(Ответ: 3)

Результаты выполнения работы

Если с первым заданием (в этой статье – текст 1) справились 38 человек из 71 (54%), то с заданием, предложенным после знакомства с алгоритмом работы по осуществлению информационной переработки текста, справились уже 56 человек (79%).

Анализируя проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении задания, ученики отмечали, что наибольшие сложности они испытывают при необходимости:

– определить смысловые отношения в тексте;

– выделить главную и второстепенную информацию;

– определить роль союзов и союзных слов;

– сократить текст, перестроить его.

Поэтому на последующих уроках мы продолжили работу по совершенствованию данных умений, выполняя аналогичные задания. Можно не указывать сразу варианты ответов-предложений, содержащих главную информацию текста: это побуждает учеников тщательнее подходить к этапу сокращения текста, представления его информации в одном предложении. Лишь после выполнения всех операций они сопоставляют свой результат с предложенными вариантами.

Другим вариантом продолжения работы может стать работа с текстами из учебников по химии, биологии, физике с усложнением задачи – передать основное содержание текста устно. Одна группа учащихся выполняет предварительные задания, а другая пересказывает текст после внимательного прочтения.

Задание.

1. Подчеркните главную информацию в предложенном тексте. В какой части предложений она заключена?

2. Какие средства связи использованы в тексте? (Союзы, союзные слова, вводные слова и конструкции.)

3. Передайте устно главную информацию этого текста наиболее полно. (Это задание вызывает у учеников трудность. Опорой, подсказкой для них в таком случае могут служить термины, выписанные из текста, план или структура текста.)

Текст для работы.

1) Из повседневного опыта известно, что, например, через какое-то время после введения в стакан с водой капли красителя вода равномерно окрасится. 2) Это явление получило название диффузии – взаимного проникновения веществ, обусловленного выравниванием плотностей (или концентраций) двух или более веществ при их соприкосновении. 3) Диффузия наблюдается также в газах (например, распространение запаха духов) и твердых телах (например, при длительном соприкосновении плотно прижатых друг к другу пластинок из разных металлов можно обнаружить их взаимное проникновение). 4) Диффузия является следствием хаотического движения частиц вещества (молекул, атомов и др.) и изменения их плотности вдоль какого-то направления. 5) Диффузия возрастает с повышением температуры (с одной стороны, например в жидкостях, вещества быстрее растворяются, с другой – увеличиваются скорости движения молекул вещества). 6) Таким образом, явление диффузии подтверждает существование непрерывного хаотического движения молекул.

Краткая характеристика текста:

Количество предложений – 6, из них простых – 3; осложнение простых предложений за счет уточнений, примеров, оформленных как вставные предложения.

Количество терминов и понятий – 18.

Приводим вариант выполнения заданий учениками первой группы.

1. Подчеркнем главную информацию:

1) Из повседневного опыта известно, что, например, через какое-то время после введения в стакан с водой капли красителя вода равномерно окрасится . 2) Это явление получило название диффузии взаимного проникновения веществ, обусловленного выравниванием плотностей (или концентрацией) двух или более веществ при их соприкосновении. 3) Диффузия наблюдается также в газах (например, распространение запаха духов) и твердых телах (например, при длительном соприкосновении плотно прижатых друг к другу пластинок из разных металлов можно обнаружить их взаимное проникновение). 4) Диффузия является следствием хаотического движения частиц вещества (молекул, атомов и др.) и изменения их плотности вдоль какого-то направления. 5) Диффузия возрастает с повышением температуры (с одной стороны, например в жидкостях, вещества быстрее растворяются, с другой – увеличиваются скорости движения молекул вещества). 6) Таким образом, явление диффузии подтверждает существование непрерывного хаотического движения молекул.

2. Определяем средства связи, выясняем структуру текста:

Известно, что…

Это явление получило название…

Явление наблюдается, например, … и, например, …

Происходят изменения, с одной стороны, …. с другой стороны, …

Таким образом, …

3. Сокращаем текст:

1) Известно, что через какое-то время после введения в стакан с водой капли красителя вода равномерно окрасится. 2) Это явление получило название диффузии – взаимного проникновения веществ, обусловленного выравниванием плотностей веществ при их соприкосновении. 3) Она (диффузия) наблюдается также в газах и твердых телах. 4) Диффузия является следствием хаотического движения частиц вещества и изменения их плотности. 5) Диффузия возрастает с повышением температуры. 6) Таким образом, явление диффузии подтверждает существование непрерывного хаотического движения молекул.

С устным пересказом справились все ученики (речь была записана с помощью диктофона и затем расшифрована; фактических и логических ошибок не было).

Приведем варианты выполнения задания учениками второй группы (после внимательного прочтения текста, не выполняя предварительных заданий, ученики передавали информацию устно, без опоры на план или структуру текста; речь была также записана с помощью диктофона и затем расшифрована).

1-й ученик.

1) Известно, что, например, если капнуть каплю красителя в стакан воды, вода равномерно окрасится. 2) Этот эффект называется диффузией . 3) Диффузия происходит не только в жидких веществах , но и в газах и твердых телах . 4) Диффузия – это хаотичное движение молекул и атомов.

Количество предложений – 4, из них простых– 3.

Количество терминов и понятий – 8.

Ошибки: нет определения диффузии; неверный вывод в последнем предложении о том, что диффузия – хаотичное движение молекул и атомов.

2-й ученик.

1) Из повседневного опыта известно, что после введения в стакан с водой красителя происходит диффузия. 2) Это доказывает теорему непрерывного хаотичного движения молекул. 3) Также это явление наблюдается в газе и других телах.

Количество предложений – 3, из них простых – 2.

Ошибки: нет определения диффузии; непрерывное хаотичное движение молекул – физическое явление, а не теорема; неверное использование союза «также» в 3-м предложении: неясно, наблюдается движение или диффузия.

3-й ученик.

1) Известно всем из повседневного опыта, что при попадании капли красителя в стакан с водой вода равномерно окрашивается. 2) Это явление называется диффузией из-за взаимного проникновения веществ . 3) Это явление происходит в жидких веществах и твердых. 4) При нагревании диффузия происходит быстрее. 5) Таким образом, это доказывает хаотичное движение частиц.

Количество предложений – 5, из них простых – 4.

Количество терминов и понятий – 7.

Ошибки: логическая ошибка в определении сути явления: явление называется диффузией не из-за взаимного проникновения веществ, нет отношений причины – следствия.

4-й ученик.

1) Всем доподлинно известно, что, если опустить в стакан каплю красителя, вода равномерно окрасится. 2) Это явление называется диффузией . 3) Когда все частицы одного и другого вещества равномерно смешиваются друг с другом. 4) Так, например, диффузия происходит в газах , к примеру, при распылении духов, или в твердых веществах, к примеру, при соприкосновении двух металлических пластин друг с другом. 5) При повышении температуры диффузия увеличивается, и частицы начинают быстрее взаимодействовать друг с другом в хаотичном порядке.

Количество предложений – 5, из них простых – 2.

Количество терминов и понятий – 9.

Ошибки: нет определения диффузии; все остальные понятия и термины использованы без ошибок.

5-й ученик.

1) Известно, что если в стакан с водой капнуть немного красителя, вода вся окрасится, независимо от количества красителей. 2) Это явление получило название диффузии . 3) Диффузия – это явление, в результате которого происходит взаимное поглощение веществ . 4) Диффузия может наблюдаться как в газах , так и в твердых веществах . 5) Известно, что, если совместить два куска металла , через какое-то время с ними может произойти связь.

Количество предложений – 5, из них простых – 3.

Количество терминов и понятий – 6.

Ошибки: не взаимное поглощение, а взаимное проникновение веществ; последнее предложение является вольным переложением иллюстрирующей информации; определения диффузии и ее свойств нет.

Рефлексия учеников после выполнения задания:

– Самым сложным было передавать текст устно. Когда пишешь текст, можно собраться и подумать, а устно не получается, так как мысли и отдельные предложения вспоминаются не в том порядке.

– Сложно передать смысл текста в виде связанных предложений.

– Сложно передавать текст устно, потому что в принципе мне легче передавать мысли письменно.

– Трудно устно формулировать мысли, труднее, чем письменно.

Очевидно, что даже ученики старших классов нуждаются в пошаговом решении такой несложной на первый взгляд задачи, как создание монологического ответа при пересказе небольшого по объему текста учебно-научного стиля речи. А ведь среди умений и навыков, необходимых для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности, важными являются навыки различных видов чтения учебно-научных текстов, в том числе по избранному профилю; написание рефератов, тезисов, докладов; умение создавать свой текст и представлять его в устной или письменной форме.

Предлагаемое пошаговое выполнение задания (с помощью алгоритма) акцентирует внимание учеников на таких характеристиках текста, как связность и композиционная целостность (что потребуется при выполнении заданий А6, А28), на средствах связи предложений в тексте (задание А7), побуждает подбирать синтаксические синонимы (например, замена придаточного предложения причастным оборотом – задание А26). Таким образом, комплексно формируется целый ряд умений, востребованность которых очевидна не только на уроках русского языка (и при выполнении на экзамене указанных заданий), но и в ситуациях учебно-научного и делового общения, наиболее важных для школьников 10–11-х классов.

И.Н. ДОБРОТИНА,
Московский культурологический лицей № 1310

а 27 I Прочитайте текст.

Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. Эти состояния веществ называют их агрегатными состояниями. Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

главная

    Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний - жидком, твёрдом или газообразном - и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

    При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние - жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

    Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

    Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

27 I Прочитайте текст.

Межнациональное общение происходит везде: в быту, в мире искусства, на страницах литературных произведений. И каждый раз, чтобы это общение состоялось, помимо знания языка, нужно знать и уважать культуру, обычаи носителей разных языков. Только в этом случае состоится межкультурная коммуникация, цель которой - взаимопонимание разных народов.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    Взаимопонимание разных народов в процессе межкультурной коммуникации возможно, если эти народы знают и уважают язык, культуру и обычаи друг друга.

    Проблему межнационального общения необходимо решать как на бытовом уровне, так и на уровне приобщения людей к культуре.

    Чтобы достичь взаимопонимания, представителям одной национальности необходимо знать язык другой национальности.

    Цель межкультурной коммуникации - изучение обычаев разных народов.

а 27 1 Прочитайте текст.

С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилась масса преимуществ. Преимущества ясны - достаточно короткий путь от идеи к воплощению, работа без привлечения дополнительных специалистов, доступность оборудования и возможность работы в комфортных условиях; при этом у многих создаётся впечатление, что умная машина сама всё делает, например, творит нечто в стиле Энди Уорхола, но в цветовой гамме Рембрандта. Однако компьютер - такой же инструмент для художника, как карандаш или краска, разве что возможностей технических во много раз больше.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилось огромное количество проблем.

    Компьютер - умная машина, способная к самостоятельному творчеству.

    Компьютер, инструмент художника наряду с карандашами и красками, работает без привлечения дополнительных специалистов.

    Компьютер - удобный современный инструмент реализации творческого замысла художника-дизайнера; вопреки мнению многих, компьютер не наделён творческим потенциалом.

Д27 I Прочитайте текст.

Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. Именно поэтому волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    При беге и прыжках кошка испытывает наименьшее сопротивление воздуха.

    Кошка - очень подвижное животное, которое может легко пролезать в узкие проходы, быстро двигаться в траве, густом кустарнике.

    Волоски на теле кошки расположены по правилам оптимального обтекания, что позволяет животному быстро двигаться и не намокать под дождём.

    Искусственным путём была выведена порода кошек, шерсть которых не намокает во время дождя.

а о? I Прочитайте текст,

Янтарь возник из смолы хвойных деревьев, живших 35 -40 миллионов лет назад. Деревья при глубоком повреждении коры обильно выделяют смолистый сок, в состав которого входят скипидар, вода и смоляные кислоты. В тёплом субтропическом климате того времени вода и легколетучий скипидар испарялись, а смола затвердевала на деревьях в виде наростов.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    Хвойные деревья, жившие 35-40 миллионов лет назад, при глубоком повреждении коры обильно выделяли смолистый сок.

    В состав смолистого сока хвойных деревьев входят вода, скипидар и смоляные кислоты.

    Янтарь - затвердевшая смола - возник в результате испарения воды и скипидара из смолистого сока живших 35-40 миллионов лет назад хвойных деревьев.

    Янтарь - это сок хвойных деревьев, который обильно выделялся при повреждении коры.

а 27| Прочитайте текст.

Рис требует несколько меньшего количества удобрений по сравнению с другими сельскохозяйственными культурами. Это объясняется тем, что в корневой зоне растений риса обитают специфические азотфиксирующие бактерии. В результате даже без внесения азотных удобрений плантация риса может сохранять урожайность в течение длительного времени.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    По сравнению с другими сельскохозяйственными культурами рис требует несколько меньшего количества удобрений.

    Плантация риса может долго сохранять урожайность без внесения азотных удобрений благодаря азотфиксирующим бактериям, снижающим потребность растений риса в удобрениях.

    Плантация риса может сохранять урожайность в течение длительного времени благодаря бактериям.

    В корнях растений риса обитают специфические азотфиксирующие бактерии.