Решение заданий по химии. Как решать задачи по химии, готовые решения. Вычисление массы определённого количества вещества

Наверное, каждый школьник или студент технического ВУЗа хотя бы раз задавался вопросом о том, как решить задачи по химии. Как показывает практика, большинство учеников считают эту науку сложной и непостижимой, часто они попросту не верят в свои силы и сдаются, так и не раскрыв свой потенциал.

На самом же деле химия является проблемой только с психологической точки зрения. Преодолев себя, осознав свои возможности, вы с легкостью освоите азы этого предмета и перейдете к более сложным вопросам. Итак, учимся решать задачи по химии быстро, правильно и легко, а также получаем максимальное удовольствие от результата.

Почему не стоит бояться вникать в науку

Химия - это не совокупность непонятных формул, обозначений и веществ. Это наука, тесно связанная с окружающей средой. Сами того не осознавая, мы сталкиваемся с ней на каждом шагу. При приготовлении пищи, влажной уборке дома, стирке, прогулке на свежем воздухе мы постоянно используем химические знания.

Следуя этой логике, когда вы поймете, как научиться решать задачи по химии, вы сможете значительно облегчить себе жизнь. А вот люди, которые сталкиваются с наукой во время учебы или работы на производстве, вообще не могут обойтись без специальных знаний и умений. Работникам медицинской сферы химия нужна не меньше, поскольку любой человек этой профессии обязан знать, как то или иное лекарство влияет на организм пациента.

Химия - это наука, которая присутствует в нашей жизни постоянно, она взаимосвязана с человеком, она является его частью. Поэтому любой ученик, осознает он это или нет, способен освоить эту отрасль знаний.

Основы химии

Прежде чем размышлять над вопросом о том, как научиться решать задачи по химии, важно понять, что без базовых знаний вам не обойтись. Азы любой науки - это фундамент ее постижения. Даже опытные специалисты при решении сложнейших задач используют эту основу, возможно, сами того не осознавая.

Итак, ознакомьтесь со списком информации, который вам понадобится:

  • Валентность элементов - это фактор, с участием которого решаются любые задачи. Формулы веществ, уравнения не будут составлены правильно без этих знаний. Узнать, что такое валентность, можно в любом учебнике химии, поскольку это основное понятие, которое любой ученик должен освоить еще на первом уроке.
  • Таблица Менделеева знакома практически каждому человеку. Научитесь ею правильно пользоваться, и вы сможете не удерживать у себя в голове множество сведений.
  • Научитесь определять, с каким веществом вы имеете дело. Жидкое, твердое и газообразное состояние предмета, с которым вам предстоит работать, может о многом рассказать.

После получения вышеперечисленных знаний вопросов о том, как решить задачи по химии, у многих людей станет гораздо меньше. Но если вы все же так и не смогли поверить в себя, читайте далее.

Пошаговая инструкция решения любой задачи

После прочтения предыдущей информации у многих может возникнуть мнение, что крайне просто решать задачи по химии. Формулы, которые необходимо знать, возможно, действительно просты, но для освоения науки вам понадобится собрать все свое терпение, трудолюбие и настойчивость. С первого раза немногим людям удается достичь своей цели.

Со временем, при проявлении настойчивости, вы сможете решить абсолютно любую задачу. Обычно процесс состоит из таких этапов:

  • Оформление краткого условия задачи.
  • Составление уравнения реакции.
  • Расставление коэффициентов в уравнении.
  • Решение уравнения.

Опытные педагоги по химии уверяют, что для свободного решения любого типа задач нужно самостоятельно упражняться на 15 аналогичных заданиях. После этого вы свободно овладеете заданной тематикой.

Немного о теории

Нельзя размышлять о том, как решить задачи по химии, не освоив в нужной степени теоретический материал. Каким бы сухим, бесполезным и неинтересным он ни казался, это основа ваших умений. Теория применяется всегда и во всех науках. Без ее существования практика не имеет смысла. Изучайте школьную программу по химии последовательно, шаг за шагом, не пропуская даже, как вам кажется, незначительных сведений, чтобы в конечном итоге заметить прорыв в ваших знаниях.

Как решить задачи по химии: время на обучение

Часто ученики, которые освоили определенный тип задач, двигаются дальше, забывая о том, что закрепление и повторение знаний - это процесс, не менее важный, чем их получение. Каждая тема должна быть закреплена, если вы рассчитываете на долгосрочный результат. В противном случае вы очень быстро забудете всю информацию. Поэтому не ленитесь, уделите больше времени каждому вопросу.

Наконец, не забывайте о мотивации - двигателе прогресса. Хотите стать отличным химиком и удивлять окружающих огромным багажом знаний? Действуйте, старайтесь, решайте, и у вас все получится. Тогда уже с вами будут советоваться по всем химическим вопросам.

Методика решения задач по химии

При решении задач необходимо руководствоваться несколькими простыми правилами:

  1. Внимательно прочитать условие задачи;
  2. Записать, что дано;
  3. Перевести, если это необходимо, единицы физических величин в единицы системы СИ (некоторые внесистемные единицы допускаются, например литры);
  4. Записать, если это необходимо, уравнение реакции и расставить коэффициенты;
  5. Решать задачу, используя понятие о количестве вещества, а не метод составления пропорций;
  6. Записать ответ.

В целях успешной подготовки по химии следует внимательно рассмотреть решения задач, приводимых в тексте, а также самостоятельно решить достаточное число их. Именно в процессе решения задач будут закреплены основные теоретические положения курса химии. Решать задачи необходимо на протяжении всего времени изучения химии и подготовки к экзамену.

Вы можете использовать задачи на этой странице, а можете скачать хороший сборник задач и упражнений с решением типовых и усложненных задач (М. И. Лебедева, И. А. Анкудимова): скачать .

Моль, молярная масса

Молярная масса – это отношение массы вещества к количеству вещества, т.е.

М(х) = m(x)/ν(x), (1)

где М(х) – молярная масса вещества Х, m(x) – масса вещества Х, ν(x) – количество вещества Х. Единица СИ молярной массы – кг/моль, однако обычно используется единица г/моль. Единица массы – г, кг. Единица СИ количества вещества – моль.

Любая задача по химии решается через количество вещества. Необходимо помнить основную формулу:

ν(x) = m(x)/ М(х) = V(x)/V m = N/N A , (2)

где V(x) – объем вещества Х(л), V m – молярный объем газа (л/моль), N – число частиц, N A – постоянная Авогадро.

1. Определите массу иодида натрия NaI количеством вещества 0,6 моль.

Дано : ν(NaI)= 0,6 моль.

Найти : m(NaI) =?

Решение . Молярная масса иодида натрия составляет:

M(NaI) = M(Na) + M(I) = 23 + 127 = 150 г/моль

Определяем массу NaI:

m(NaI) = ν(NaI) M(NaI) = 0,6 150 = 90 г.

2. Определите количество вещества атомного бора, содержащегося в тетраборате натрия Na 2 B 4 O 7 массой 40,4 г.

Дано : m(Na 2 B 4 O 7)=40,4 г.

Найти : ν(B)=?

Решение . Молярная масса тетрабората натрия составляет 202 г/моль. Определяем количество вещества Na 2 B 4 O 7:

ν(Na 2 B 4 O 7)= m(Na 2 B 4 O 7)/ М(Na 2 B 4 O 7) = 40,4/202=0,2 моль.

Вспомним, что 1 моль молекулы тетрабората натрия содержит 2 моль атомов натрия, 4 моль атомов бора и 7 моль атомов кислорода (см. формулу тетрабората натрия). Тогда количество вещества атомного бора равно: ν(B)= 4 ν (Na 2 B 4 O 7)=4 0,2 = 0,8 моль.

Расчеты по химическим формулам. Массовая доля.

Массовая доля вещества – отношение массы данного вещества в системе к массе всей системы, т.е. ω(Х) =m(Х)/m, где ω(X)– массовая доля вещества Х, m(X) – масса вещества Х, m – масса всей системы. Массовая доля – безразмерная величина. Её выражают в долях от единицы или в процентах. Например, массовая доля атомного кислорода составляет 0,42, или 42%, т.е. ω(О)=0,42. Массовая доля атомного хлора в хлориде натрия составляет 0,607, или 60,7%, т.е. ω(Cl)=0,607.

3. Определите массовую долю кристаллизационной воды в дигидрате хлорида бария BaCl 2 2H 2 O.

Решение : Молярная масса BaCl 2 2H 2 O составляет:

М(BaCl 2 2H 2 O) = 137+ 2 35,5 + 2 18 =244 г/моль

Из формулы BaCl 2 2H 2 O следует, что 1 моль дигидрата хлорида бария содержит 2 моль Н 2 О. Отсюда можно определить массу воды, содержащейся в BaCl 2 2H 2 O:

m(H 2 O) = 2 18 = 36 г.

Находим массовую долю кристаллизационной воды в дигидрате хлорида бария BaCl 2 2H 2 O.

ω(H 2 O) = m(H 2 O)/ m(BaCl 2 2H 2 O) = 36/244 = 0,1475 = 14,75%.

4. Из образца горной породы массой 25 г, содержащей минерал аргентит Ag 2 S, выделено серебро массой 5,4 г. Определите массовую долю аргентита в образце.

Дано : m(Ag)=5,4 г; m = 25 г.

Найти : ω(Ag 2 S) =?

Решение : определяем количество вещества серебра, находящегося в аргентите: ν(Ag) =m(Ag)/M(Ag) = 5,4/108 = 0,05 моль.

Из формулы Ag 2 S следует, что количество вещества аргентита в два раза меньше количества вещества серебра. Определяем количество вещества аргентита:

ν(Ag 2 S)= 0,5 ν (Ag) = 0,5 0,05 = 0,025 моль

Рассчитываем массу аргентита:

m(Ag 2 S) = ν(Ag 2 S) М(Ag 2 S) = 0,025 248 = 6,2 г.

Теперь определяем массовую долю аргентита в образце горной породы, массой 25 г.

ω(Ag 2 S) = m(Ag 2 S)/ m = 6,2/25 = 0,248 = 24,8%.

Вывод формул соединений

5. Определите простейшую формулу соединения калия с марганцем и кислородом, если массовые доли элементов в этом веществе составляют соответственно 24,7, 34,8 и 40,5%.

Дано : ω(K) =24,7%; ω(Mn) =34,8%; ω(O) =40,5%.

Найти : формулу соединения.

Решение : для расчетов выбираем массу соединения, равную 100 г, т.е. m=100 г. Массы калия, марганца и кислорода составят:

m (К) = m ω(К); m (К) = 100 0,247= 24,7 г;

m (Mn) = m ω(Mn); m (Mn) =100 0,348=34,8 г;

m (O) = m ω(O); m (O) = 100 0,405 = 40,5 г.

Определяем количества веществ атомных калия, марганца и кислорода:

ν(К)= m(К)/ М(К) = 24,7/39= 0,63 моль

ν(Mn)= m(Mn)/ М(Mn) = 34,8/ 55 = 0,63 моль

ν(O)= m(O)/ М(O) = 40,5/16 = 2,5 моль

Находим отношение количеств веществ:

ν(К) : ν(Mn) : ν(O) = 0,63: 0,63: 2,5.

Разделив правую часть равенства на меньшее число (0,63) получим:

ν(К) : ν(Mn) : ν(O) = 1: 1: 4.

Следовательно, простейшая формула соединения KMnO 4 .

6. При сгорании 1,3 г вещества образовалось 4,4 г оксида углерода (IV) и 0,9 г воды. Найти молекулярную формулу вещества, если его плотность по водороду равна 39.

Дано : m(в-ва) =1,3 г; m(СО 2)=4,4 г; m(Н 2 О)=0,9 г; Д Н2 =39.

Найти : формулу вещества.

Решение : Предположим, что искомое вещество содержит углерод, водород и кислород, т.к. при его сгорании образовались СО 2 и Н 2 О. Тогда необходимо найти количества веществ СО 2 и Н 2 О, чтобы определить количества веществ атомарных углерода, водорода и кислорода.

ν(СО 2) = m(СО 2)/ М(СО 2) = 4,4/44 = 0,1 моль;

ν(Н 2 О) = m(Н 2 О)/ М(Н 2 О) = 0,9/18 = 0,05 моль.

Определяем количества веществ атомарных углерода и водорода:

ν(С)= ν(СО 2); ν(С)=0,1 моль;

ν(Н)= 2 ν(Н 2 О); ν(Н)= 2 0,05 = 0,1 моль.

Следовательно, массы углерода и водорода будут равны:

m(С) = ν(С) М(С) = 0,1 12 = 1,2 г;

m(Н) = ν(Н) М(Н) = 0,1 1 =0,1 г.

Определяем качественный состав вещества:

m(в-ва) = m(С) + m(Н) = 1,2 + 0,1 = 1,3 г.

Следовательно, вещество состоит только из углерода и водорода (см. условие задачи). Определим теперь его молекулярную массу, исходя из данной в условии задачи плотности вещества по водороду.

М(в-ва) = 2 Д Н2 = 2 39 = 78 г/моль.

ν(С) : ν(Н) = 0,1: 0,1

Разделив правую часть равенства на число 0,1, получим:

ν(С) : ν(Н) = 1: 1

Примем число атомов углерода (или водорода) за «х», тогда, умножив «х» на атомные массы углерода и водорода и приравняв эту сумму молекулярной массе вещества, решим уравнение:

12х + х = 78. Отсюда х= 6. Следовательно, формула вещества С 6 Н 6 – бензол.

Молярный объем газов. Законы идеальных газов. Объемная доля .

Молярный объем газа равен отношению объема газа к количеству вещества этого газа, т.е.

V m = V(X)/ ν(x),

где V m – молярный объем газа - постоянная величина для любого газа при данных условиях; V(X) – объем газа Х; ν(x) – количество вещества газа Х. Молярный объем газов при нормальных условиях (нормальном давлении р н = 101 325 Па ≈ 101,3 кПа и температуре Тн= 273,15 К ≈ 273 К) составляет V m = 22,4 л/моль.

В расчетах, связанных с газами, часто приходится переходить от данных условий к нормальным или наоборот. При этом удобно пользоваться формулой, следующей из объединенного газового закона Бойля-Мариотта и Гей-Люссака:

──── = ─── (3)

Где p – давление; V – объем; Т- температура в шкале Кельвина; индекс «н» указывает на нормальные условия.

Состав газовых смесей часто выражают при помощи объемной доли – отношения объема данного компонента к общему объему системы, т.е.

где φ(Х) – объемная доля компонента Х; V(X) – объем компонента Х; V - объем системы. Объемная доля – безразмерная величина, её выражают в долях от единицы или в процентах.

7. Какой объем займет при температуре 20 о С и давлении 250 кПа аммиак массой 51 г?

Дано : m(NH 3)=51 г; p=250 кПа; t=20 o C.

Найти : V(NH 3) =?

Решение : определяем количество вещества аммиака:

ν(NH 3) = m(NH 3)/ М(NH 3) = 51/17 = 3 моль.

Объем аммиака при нормальных условиях составляет:

V(NH 3) = V m ν(NH 3) = 22,4 3 = 67,2 л.

Используя формулу (3), приводим объем аммиака к данным условиям [температура Т= (273 +20)К = 293 К]:

p н TV н (NH 3) 101,3 293 67,2

V(NH 3) =──────── = ───────── = 29,2 л.

8. Определите объем , который займет при нормальных условиях газовая смесь, содержащая водород, массой 1,4 г и азот, массой 5,6 г.

Дано : m(N 2)=5,6 г; m(H 2)=1,4 ; н.у.

Найти : V(смеси)=?

Решение : находим количества вещества водорода и азота:

ν(N 2) = m(N 2)/ М(N 2) = 5,6/28 = 0,2 моль

ν(H 2) = m(H 2)/ М(H 2) = 1,4/ 2 = 0,7 моль

Так как при нормальных условиях эти газы не взаимодействуют между собой, то объем газовой смеси будет равен сумме объемов газов, т.е.

V(смеси)=V(N 2) + V(H 2)=V m ν(N 2) + V m ν(H 2) = 22,4 0,2 + 22,4 0,7 = 20,16 л.

Расчеты по химическим уравнениям

Расчеты по химическим уравнениям (стехиометрические расчеты) основаны на законе сохранения массы веществ. Однако в реальных химических процессах из-за неполного протекания реакции и различных потерь веществ масса образующихся продуктов часто бывает меньше той, которая должна образоваться в соответствии с законом сохранения массы веществ. Выход продукта реакции (или массовая доля выхода) – это выраженное в процентах отношение массы реально полученного продукта к его массе, которая должна образоваться в соответствии с теоретическим расчетом, т.е.

η = /m(X) (4)

Где η– выход продукта, %; m p (X) - масса продукта Х, полученного в реальном процессе; m(X) – рассчитанная масса вещества Х.

В тех задачах, где выход продукта не указан, предполагается, что он – количественный (теоретический), т.е. η=100%.

9. Какую массу фосфора надо сжечь для получения оксида фосфора (V) массой 7,1 г?

Дано : m(P 2 O 5)=7,1 г.

Найти : m(Р) =?

Решение : записываем уравнение реакции горения фосфора и расставляем стехиометрические коэффициенты.

4P+ 5O 2 = 2P 2 O 5

Определяем количество вещества P 2 O 5 , получившегося в реакции.

ν(P 2 O 5) = m(P 2 O 5)/ М(P 2 O 5) = 7,1/142 = 0,05 моль.

Из уравнения реакции следует, что ν(P 2 O 5)= 2 ν(P), следовательно, количество вещества фосфора, необходимого в реакции равно:

ν(P 2 O 5)= 2 ν(P) = 2 0,05= 0,1 моль.

Отсюда находим массу фосфора:

m(Р) = ν(Р) М(Р) = 0,1 31 = 3,1 г.

10. В избытке соляной кислоты растворили магний массой 6 г и цинк массой 6,5 г. Какой объем водорода, измеренный при нормальных условиях, выделится при этом?

Дано : m(Mg)=6 г; m(Zn)=6,5 г; н.у.

Найти : V(H 2) =?

Решение : записываем уравнения реакции взаимодействия магния и цинка с соляной кислотой и расставляем стехиометрические коэффициенты.

Zn + 2 HCl = ZnCl 2 + H 2

Mg + 2 HCl = MgCl 2 + H 2

Определяем количества веществ магния и цинка, вступивших в реакцию с соляной кислотой.

ν(Mg) = m(Mg)/ М(Mg) = 6/24 = 0,25 моль

ν(Zn) = m(Zn)/ М(Zn) = 6,5/65 = 0,1 моль.

Из уравнений реакции следует, что количество вещества металла и водорода равны, т.е. ν(Mg) = ν(Н 2); ν(Zn) = ν(Н 2), определяем количество водорода, получившегося в результате двух реакций:

ν(Н 2) = ν(Mg) + ν(Zn) = 0,25 + 0,1= 0,35 моль.

Рассчитываем объем водорода, выделившегося в результате реакции:

V(H 2) = V m ν(H 2) = 22,4 0,35 = 7,84 л.

11. При пропускании сероводорода объемом 2,8 л (нормальные условия) через избыток раствора сульфата меди (II) образовался осадок массой 11,4 г. Определите выход продукта реакции.

Дано : V(H 2 S)=2,8 л; m(осадка)= 11,4 г; н.у.

Найти : η =?

Решение : записываем уравнение реакции взаимодействия сероводорода и сульфата меди (II).

H 2 S + CuSO 4 = CuS ↓+ H 2 SO 4

Определяем количество вещества сероводорода, участвующего в реакции.

ν(H 2 S) = V(H 2 S) / V m = 2,8/22,4 = 0,125 моль.

Из уравнения реакции следует, что ν(H 2 S) = ν(СuS) = 0,125 моль. Значит можно найти теоретическую массу СuS.

m(СuS) = ν(СuS) М(СuS) = 0,125 96 = 12 г.

Теперь определяем выход продукта, пользуясь формулой (4):

η = /m(X)= 11,4 100/ 12 = 95%.

12. Какая масса хлорида аммония образуется при взаимодействии хлороводорода массой 7,3 г с аммиаком массой 5,1 г? Какой газ останется в избытке? Определите массу избытка.

Дано : m(HCl)=7,3 г; m(NH 3)=5,1 г.

Найти : m(NH 4 Cl) =? m(избытка) =?

Решение : записываем уравнение реакции.

HCl + NH 3 = NH 4 Cl

Эта задача на «избыток» и «недостаток». Рассчитываем количества вещества хлороводорода и аммиака и определяем, какой газ находится в избытке.

ν(HCl) = m(HCl)/ М(HCl) = 7,3/36,5 = 0,2 моль;

ν(NH 3) = m(NH 3)/ М(NH 3) = 5,1/ 17 = 0,3 моль.

Аммиак находится в избытке, поэтому расчет ведем по недостатку, т.е. по хлороводороду. Из уравнения реакции следует, что ν(HCl) = ν(NH 4 Cl) = 0,2 моль. Определяем массу хлорида аммония.

m(NH 4 Cl) = ν(NH 4 Cl) М(NH 4 Cl) = 0,2 53,5 = 10,7 г.

Мы определили, что аммиак находится в избытке (по количеству вещества избыток составляет 0,1 моль). Рассчитаем массу избытка аммиака.

m(NH 3) = ν(NH 3) М(NH 3) = 0,1 17 = 1,7 г.

13. Технический карбид кальция массой 20 г обработали избытком воды, получив ацетилен, при пропускании которого через избыток бромной воды образовался 1,1,2,2 –тетрабромэтан массой 86,5 г. Определите массовую долю СаС 2 в техническом карбиде.

Дано : m = 20 г; m(C 2 H 2 Br 4)=86,5 г.

Найти : ω(СаC 2) =?

Решение : записываем уравнения взаимодействия карбида кальция с водой и ацетилена с бромной водой и расставляем стехиометрические коэффициенты.

CaC 2 +2 H 2 O = Ca(OH) 2 + C 2 H 2

C 2 H 2 +2 Br 2 = C 2 H 2 Br 4

Находим количество вещества тетрабромэтана.

ν(C 2 H 2 Br 4) = m(C 2 H 2 Br 4)/ М(C 2 H 2 Br 4) = 86,5/ 346 = 0,25 моль.

Из уравнений реакций следует, что ν(C 2 H 2 Br 4) =ν(C 2 H 2) = ν(СаC 2) =0,25 моль. Отсюда мы можем найти массу чистого карбида кальция (без примесей).

m(СаC 2) = ν(СаC 2) М(СаC 2) = 0,25 64 = 16 г.

Определяем массовую долю СаC 2 в техническом карбиде.

ω(СаC 2) =m(СаC 2)/m = 16/20 = 0,8 = 80%.

Растворы. Массовая доля компонента раствора

14. В бензоле объемом 170 мл растворили серу массой 1,8 г. Плотность бензола равна 0,88 г/мл. Определите массовую долю серы в растворе.

Дано : V(C 6 H 6) =170 мл; m(S) = 1,8 г; ρ(С 6 C 6)=0,88 г/мл.

Найти : ω(S) =?

Решение : для нахождения массовой доли серы в растворе необходимо рассчитать массу раствора. Определяем массу бензола.

m(С 6 C 6) = ρ(С 6 C 6) V(C 6 H 6) = 0,88 170 = 149,6 г.

Находим общую массу раствора.

m(р-ра) = m(С 6 C 6) + m(S) =149,6 + 1,8 = 151,4 г.

Рассчитаем массовую долю серы.

ω(S) =m(S)/m=1,8 /151,4 = 0,0119 = 1,19 %.

15. В воде массой 40 г растворили железный купорос FeSO 4 7H 2 O массой 3,5 г. Определите массовую долю сульфата железа (II) в полученном растворе.

Дано : m(H 2 O)=40 г; m(FeSO 4 7H 2 O)=3,5 г.

Найти : ω(FeSO 4) =?

Решение : найдем массу FeSO 4 содержащегося в FeSO 4 7H 2 O. Для этого рассчитаем количество вещества FeSO 4 7H 2 O.

ν(FeSO 4 7H 2 O)=m(FeSO 4 7H 2 O)/М(FeSO 4 7H 2 O)=3,5/278=0,0125моль

Из формулы железного купороса следует, что ν(FeSO 4)= ν(FeSO 4 7H 2 O)=0,0125 моль. Рассчитаем массу FeSO 4:

m(FeSO 4) = ν(FeSO 4) М(FeSO 4) = 0,0125 152 = 1,91 г.

Учитывая, что масса раствора складывается из массы железного купороса (3,5 г) и массы воды (40 г), рассчитаем массовую долю сульфата железа в растворе.

ω(FeSO 4) =m(FeSO 4)/m=1,91 /43,5 = 0,044 =4,4 %.

Задачи для самостоятельного решения

  1. На 50 г йодистого метила в гексане подействовали металлическим натрием, при этом выделилось 1,12 л газа, измеренного при нормальных условиях. Определите массовую долю йодистого метила в растворе. Ответ : 28,4%.
  2. Некоторый спирт подвергли окислению, при этом образовалась одноосновная карбоновая кислота. При сжигании 13,2 г этой кислоты получили углекислый газ, для полной нейтрализации которого потребовалось 192 мл раствора КОН с массовой долей 28%. Плотность раствора КОН равна 1,25 г/мл. Определите формулу спирта. Ответ : бутанол.
  3. Газ, полученный при взаимодействии 9,52 г меди с 50 мл 81 % раствора азотной кислоты, плотностью 1,45 г/мл, пропустили через 150 мл 20 % раствора NaOH плотностью 1,22 г/мл. Определите массовые доли растворенных веществ. Ответ : 12,5% NaOH; 6,48% NaNO 3 ; 5,26% NaNO 2 .
  4. Определите объем выделившихся газов при взрыве 10 г нитроглицерина. Ответ : 7,15 л.
  5. Образец органического вещества массой 4,3 г сожгли в кислороде. Продуктами реакции являются оксид углерода (IV) объемом 6,72 л (нормальные условия) и вода массой 6,3 г. Плотность паров исходного вещества по водороду равна 43. Определите формулу вещества. Ответ : С 6 Н 14 .

МуниципальноЕ БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательнОЕ учреждениЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 37

с углублённым изучением отдельных предметов»

г. Выборг, Ленинградская область

«Решение расчётных задач повышенного уровня сложности»

(материалы по подготовке К ЕГЭ)

учитель химии

Подкладова Любовь Михайловна

2015 г.

Статистика проведения ЕГЭ свидетельствует, что примерно половина школьников справляется с половиной заданий. Анализируя итоги проверки результатов ЕГЭ по химии обучающихся нашей школы, я пришла к выводу, что необходимо усилить работу по решению расчётных задач, поэтому выбрала методическую тему «Решение задач повышенной сложности».

Задачи - особый вид заданий, требующий от обучающихся применения знаний в составлении уравнений реакций, иногда нескольких, составления логической цепочки в проведении расчётов. В результате решения из определенного набора исходных данных должны быть получены новые факты, сведения, значения величин. Если алгоритм выполнения задания заранее известен, оно превращается из задачи в упражнение, цель которых – превращение умений в навыки, доведение их до автоматизма. Поэтому на первых занятиях по подготовке обучающихся к ЕГЭ напоминаю о величинах и единицах их измерения.

Величина

Обозначение

Единицы измерения

в разных системах

г, мг, кг, т, …*(1г = 10 -3 кг)

л, мл, см 3 , м 3 , …

*(1мл = 1см 3 , 1 м 3 = 1000л)

Плотность

г/ мл, кг/ л, г/ л,…

Относительная атомная масса

Относительная молекулярная масса

Молярная масса

г/ моль, …

Молярный объём

V m или V M

л/моль, …(при н.у. – 22,4 л/моль)

Количество вещества

моль, кмоль, млмоль

Относительная плотность одного газа по другому

Массовая доля вещества в смеси или растворе

Объёмная доля вещества в смеси или растворе

Молярная концентрация

моль/ л

Выход продукта от теоретически возможного

Постоянная Авогадро

N A

6,02 10 23 моль -1

Температура

t 0 или

по шкале Цельсия

по шкале Кельвина

Давление

Па, кПа, атм., мм. рт. ст.

Универсальная газовая постоянная

8,31 Дж/моль∙ К

Нормальные условия

t 0 = 0 0 C или Т = 273К

Р = 101,3 кПа = 1атм = 760 мм. рт. ст.

Затем предлагаю алгоритм решения задач, который использую на протяжении нескольких лет в своей работе.

«Алгоритм решения расчётных задач».

V (р-ра) V (р-ра)

ρ V m / ρ

m (р-ра) m (р-ра)

m ω m / ω

m (в-ва) m (в-ва)

m / M M n

n 1 (в-ва) -- по ур. р-ции. n 2 (в-ва)

V (газа) / V M n V M

V 1 (газа) V 2 (газа )

Формулы, используемые для решения задач.

n = m / M n (газа) = V (газа) / V M n = N / N A

ρ = m / V

D = M 1(газа) / M 2(газа)

D (H 2 ) = M (газа) / 2 D (возд.) = M ( газа) / 29

(М (Н 2 ) = 2 г/моль; М (возд.) = 29 г/моль)

ω = m (в-ва) / m (смеси или р-ра)  = V (в-ва) / V (смеси или р-ра)

 = m (практ.) / m (теор.)  = n (практ.) / n (теор.)  = V (практ.) / V (теор.)

С = n / V

М (смеси газов) = V 1 (газа) M 1(газа) + V 2 (газа) M 2(газа) / V (смеси газов)

Уравнение Менделеева – Клапейрона:

P V = n R T

Для сдачи ЕГЭ, где типы заданий достаточно стандартны (№24, 25, 26), обучающемуся нужно прежде всего показать знание стандартных алгоритмов вычислений, и только в задании №39 ему может встретиться задание с неопределенным для него алгоритмом.

Классификация химических задач повышенной сложности затруднена тем, что большинство из них – задачи комбинированные. Я разделила расчетные задачи на две группы.

1.Задачи без использования уравнений реакций. Описывается некоторое состояние вещества или сложной системы. Зная одни характеристики этого состояния, надо найти другие. Примером могут служить задачи:

1.1 Расчеты по формуле вещества, характеристикам порции вещества

1.2 Расчеты по характеристикам состава смеси, раствора.

Задачи встречаются в ЕГЭ - № 24. Для обучающихся решение таких задач не вызывает затруднений.

2. Задачи с использованием одного или нескольких уравнений реакций. Для их решения кроме характеристик веществ надо использовать и характеристики процессов. В задачах этой группы можно выделить следующие типы задач повышенной сложности:

2.1 Образование растворов.

1) Какую массу оксида натрия необходимо растворить в 33,8 мл воды, чтобы получить 4%-ный раствор гидроксида натрия.

Найти:

m (Na 2 O )

Дано:

V (H 2 O ) = 33.8 мл

ω (NaOH ) = 4%

ρ (H 2 O ) = 1 г/мл

М (NaOH ) = 40 г/моль

m (H 2 O) = 33.8 г

Na 2 O + H 2 O = 2 NaOH

1 моль 2моль

Пусть масса Na 2 O = x .

n (Na 2 O) = x/62

n (NaOH) = x/31

m (NaOH ) = 40x /31

m (р-ра) = 33.8 + x

0,04 = 40x /31(33.8 + x )

x = 1,08, m (Na 2 O ) = 1,08 г

Ответ: m (Na 2 O ) = 1,08 г

2) К 200 мл раствора гидроксида натрия (ρ = 1,2 г/мл) с массовой долей щёлочи 20% добавили металлический натрий массой 69 г.

Какова массовая доля вещества в образовавшемся растворе?

Найти:

ω 2 (NaOH )

Дано:

V (NaO Н) р-ра = 200 мл

ρ (р-ра) = 1,2 г/мл

ω 1 (NaOH ) = 20%

m (Na ) = 69 г

М (Na ) =23 г/моль

Металлический натрий взаимодействует с водой в растворе щёлочи.

2Na + 2H 2 O = 2 NaOH + H 2

1 моль 2моль

m 1 (р-ра) = 200 1,2 = 240 (г)

m 1 (NaOH ) в-ва = 240 0,2 = 48 (г)

n (Na ) = 69/23 = 3 (моль)

n 2 (NaOH ) = 3 (моль)

m 2 (NaOH ) = 3 40 = 120 (г)

m общ. (NaOH ) =120 + 48 = 168 (г)

n (Н 2) = 1,5 моль

m (H 2) = 3 г

m (р-ра после р-ции) = 240 + 69 – 3 = 306 (г)

ω 2 (NaOH ) = 168 / 306 = 0,55 (55%)

Ответ: ω 2 (NaOH ) = 55%

3) Какую массу оксида селена(VI ) следует добавить к 100 г 15%-ного раствора селеновой кислоты, чтобы увеличить её массовую долю вдвое?

Найти:

m (SeO 3)

Дано:

m 1 (H 2 SeO 4) р-ра = 100 г

ω 1 (H 2 SeO 4) = 15%

ω 2 (H 2 SeO 4) = 30%

М (SeO 3) =127 г/моль

М (H 2 SeO 4) =145 г/моль

m 1 (H 2 SeO 4 ) = 15 г

SeO 3 + H 2 O = H 2 SeO 4

1 моль 1моль

Пусть m (SeO 3) = x

n (SeO 3 ) = x/127 = 0.0079x

n 2 (H 2 SeO 4 ) = 0.0079x

m 2 (H 2 SeO 4 ) = 145 0.079x = 1.1455x

m общ . (H 2 SeO 4 ) = 1.1455x + 15

m 2 (р-ра) = 100 + х

ω (NaOH ) = m (NaOH ) / m (р-ра)

0,3 = (1.1455x + 1) /100 + x

x = 17,8, m (SeO 3 ) = 17,8 г

Ответ: m (SeO 3) = 17,8 г

2.2 Расчет по уравнениям реакций, когда одно из веществ находится в избытке/

1) К раствору, содержащему 9,84 г нитрата кальция, прибавили раствор, содержащий 9,84 г ортофосфата натрия. Образовавшийся осадок отфильтровали, а фильтрат выпарили. Определите массы продуктов реакции и состав сухого остатка в массовых долях после выпаривания фильтрата, если считать, что образуются безводные соли.

Найти:

ω (NaNO 3)

ω (Na 3 PO 4)

Дано:

m (Сa (NO 3) 2)= 9,84 г

m (Na 3 PO 4)= 9,84 г

М (Na 3 PO 4) = 164 г/моль

М (Сa (NO 3) 2)=164 г/моль

М (NaNO 3) =85 г/моль

М (Ca 3 (PO 4) 2) = 310 г/моль

2Na 3 PO 4 + 3 Сa(NO 3 ) 2 = 6NaNO 3 + Ca 3 (PO 4 ) 2 ↓

2 моль 3 моль 6 моль 1 моль

n (Сa(NO 3 ) 2 ) общ . = n (Na 3 PO 4 ) общ . = 9,84/164 =

Сa (NO 3) 2 0,06/3 < 0,06/2 Na 3 PO 4

Na 3 PO 4 взято в избытке,

расчёты проводим по n (Сa (NO 3) 2).

n (Ca 3 (PO 4) 2) = 0,02 моль

m (Ca 3 (PO 4) 2) = 310 ∙ 0,02 = 6,2 (г)

n (NaNO 3) = 0,12 моль

m (NaNO 3) = 85 ∙ 0,12 = 10,2 (г)

В состав фильтрата входит раствор NaNO 3 и

раствор избытка Na 3 PO 4.

n прореаг. (Na 3 PO 4) =0,04 моль

n ост. (Na 3 PO 4) = 0,06 - 0,04 = 0,02(моль)

m ост. (Na 3 PO 4) = 164 ∙ 0,02 = 3,28 (г)

Сухой остаток содержит смесь солей NaNO 3 и Na 3 PO 4.

m (сух.ост.) = 3,28 + 10,2 = 13,48 (г)

ω (NaNO 3) = 10,2 / 13,48 = 0,76 (76%)

ω (Na 3 PO 4) = 24%

Ответ: ω (NaNO 3) = 76%, ω (Na 3 PO 4) = 24%

2) Сколько литров хлора выделится, если к 200 мл 35% - ной соляной кислоты

(ρ =1,17 г/мл) добавить при нагревании 26,1 г оксида марганца (IV ) ? Сколько г гидроксида натрия в холодном растворе прореагирует с этим количеством хлора?

Найти:

V (Cl 2)

m (NaO Н)

Дано:

m (MnO 2) = 26,1 г

ρ (HCl р-ра) = 1,17 г/мл

ω (HCl ) = 35%

V (HCl ) р-ра) = 200 мл.

М (MnO 2) =87 г/моль

М (HCl ) =36,5 г/моль

М (NaOH ) = 40 г/моль

V (Cl 2) = 6,72 (л)

m (NaOH ) = 24 (г)

MnO 2 + 4 HCl = MnCl 2 +Cl 2 + 2 H 2 O

1 моль 4моль 1 моль

2 NaO Н + Cl 2 = Na Cl+ Na ClO + H 2 O

2 моль 1 моль

n (MnO 2) =26.1 /87 = 0,3(моль)

m р-ра (НCl ) = 200 1,17 = 234 (г)

m общ. (НCl ) = 234 0,35 = 81,9 (г)

n (НCl ) = 81,9 /36,5 = 2,24(моль)

0,3 < 2.24 /4

НCl - в избытке, расчёты по n (MnO 2)

n (MnO 2) = n (Cl 2) =0,3 моль

V (Cl 2) = 0,322,4 = 6,72 (л)

n (NaOH ) = 0,6 моль

m (NaOH ) = 0,6 40 = 24 (г)

2.3 Состав раствора, полученного в ходе реакции.

1) В 25 мл 25%-ного раствора гидроксида натрия (ρ =1,28 г/мл) растворён оксид фосфора (V ), полученный при окислении 6,2 г фосфора. Какого состава образуется соль и какова её массовая доля в растворе?

Найти:

ω (соли)

Дано:

V (NaOH ) р-ра = 25 мл

ω (NaOH ) = 25%

m (Р) = 6,2 г

ρ (NaOH ) р-ра = 1,28 г/мл

М (NaOH ) = 40 г/моль

М (Р) =31 г/моль

М (Р 2 О 5) = 142 г/моль

М (NaH 2 РО 4) = 120г/моль

4Р + 5О 2 = 2 Р 2 О 5

4моль 2моль

6 NaO Н + Р 2 О 5 = 2 Na 3 РО 4 + 3 H 2 O

4 NaO Н + Р 2 О 5 = 2 Na 2 H РО 4 + H 2 O

n (Р) =6,2/31 = 0,2 (моль)

n (Р 2 О 5) = 0,1 моль

m (Р 2 О 5) = 0,1 142 = 14,2 (г)

m (NaO Н) р-ра = 25 1,28 = 32 (г)

m (NaO Н) в-ва =0,25 32 = 8 (г)

n (NaO Н) в-ва = 8/40 = 0,2 (моль)

По количественному соотношению NaO Н и Р 2 О 5

можно сделать вывод, что образуется кислая соль NaH 2 РО 4.

2 NaO Н + Р 2 О 5 + H 2 O = 2 NaH 2 РО 4

2моль 1 моль 2моль

0,2моль 0,1 моль 0,2моль

n (NaH 2 РО 4) = 0,2 моль

m (NaH 2 РО 4) = 0,2 120 = 24 (г)

m (р-ра после р-ции) = 32 + 14,2 = 46,2 (г)

ω (NaH 2 РО 4) = 24/ 46,2 = 0 52 (52%)

Ответ: ω (NaH 2 РО 4) = 52%

2) При электролизе 2 л водного раствора сульфата натрия с массовой долей соли 4%

(ρ = 1,025 г/мл) на нерастворимом аноде выделилось 448 л газа (н.у.) Определите массовую долю сульфата натрия в растворе после электролиза.

Найти:

m (Na 2 O )

Дано :

V (р-ра Na 2 SO 4) = 2л = 2000 мл

ω (Na 2 SO 4 ) = 4%

ρ (р- ра Na 2 SO 4 )=1 г/ мл

М (Н 2 O ) =18 г/моль

V (О 2) = 448 л

V М = 22,4 л/ моль

При электролизе сульфата натрия проходит разложение воды, на аноде выделяется газ кислород.

2 H 2 O = 2 H 2 + О 2

2 моль 1моль

n (О 2) = 448/22,4 = 20 (моль)

n (H 2 O ) = 40 моль

m (H 2 O ) разл. = 40 18 = 720 (г)

m (р-ра до эл-за) = 2000 1,025 = 2050 (г)

m (Na 2 SO 4) в-ва = 2050 0,04 = 82 (г)

m (р-ра после эл-за) = 2050 – 720 = 1330 (г)

ω (Na 2 SO 4 ) = 82 / 1330 = 0,062 (6,2%)

Ответ: ω (Na 2 SO 4 ) = 0,062 (6,2%)

2.4 В реакцию вступает смесь известного состава, необходимо найти порции затраченных реагентов, и /или полученных продуктов.

1) Определить объём смеси газов оксида серы (IV ) и азота, в которой содержится 20 % сернистого газа по массе, который надо пропустить через 1000 г 4%-ного раствора гидроксида натрия, чтобы массовые доли солей, образующихся в растворе, стали одинаковыми.

Найти:

V (газов)

Дано:

m (NaOH ) = 1000 г

ω (NaOH ) = 4%

m (средней соли) =

m (кислой соли)

М (NaOH ) =40 г/моль

Ответ: V (газов) = 156,8

NaO Н + SO 2 = NaHSO 3 (1)

1 моль 1 моль

2NaO Н + SO 2 = Na 2 SO 3 + H 2 O (2)

2 моль 1моль

m (NaOH ) в-ва = 1000 0,04 = 40 (г)

n (NaOH ) = 40/40 = 1 (моль)

Пусть n 1 (NaOH ) = x , тогда n 2 (NaOH ) = 1 - x

n 1 (SO 2 ) = n (NaHSO 3 ) = x

M (NaHSO 3 ) = 104 x n 2 (SO 2 ) = (1 – x) / 2 = 0,5 (1 – x)

m (Na 2 SO 3) = 0,5 (1 – x ) 126 = 63 (1 – х)

104 x = 63 (1 – х)

х = 0,38 моль

n 1 (SO 2) =0,38 моль

n 2 (SO 2 ) = 0,31 моль

n общ . (SO 2 ) = 0,69 моль

m общ. (SO 2) = 0,69 64 = 44,16 (г) – это составляет 20% от массы смеси газов. Масса газа азота составляет 80 %.

m (N 2) = 176,6 г, n 1 (N 2) = 176,6 / 28 = 6,31 моль

n общ. (газов)= 0,69 + 6,31 = 7 моль

V (газов) = 7 22,4 = 156,8 (л)

2) При растворении 2,22 г смеси железных и алюминиевых опилок в 18,25%-ном растворе соляной кислоты (ρ = 1,09 г/мл) выделилось 1344 мл водорода (н.у.). Найдите процентное содержание каждого из металлов в смеси и определите объём соляной кислоты, который потребовался для растворения 2,22 г смеси.

Найти:

ω (Fe )

ω (Al )

V (HCl ) р-ра

Дано:

m (смеси) = 2,22 г

ρ (HCl р-ра) = 1,09 г/мл

ω (HCl ) = 18,25%

M (Fe ) = 56 г/моль

М (Al ) =27 г/моль

М (HCl ) =36,5 г/моль

Ответ: ω (Fe ) = 75.7%,

ω (Al ) = 24,3%,

V (HCl ) р-ра) = 22 мл.

Fe + 2HCl = 2 FeCl 2 + H 2

1 моль 2моль 1 моль

2Al + 6HCl = 2 AlCl 3 + 3H 2

2 моль 6 моль 3моль

n (Н 2) =1,344 /22.4 = 0.06 (моль)

Пусть m (Al ) = x , тогда m (Fe ) = 2,22 - х;

n 1 (Н 2) = n (Fe ) =(2.22 – x ) / 56

n (Al ) = х / 27

n 2 (Н 2) = 3х / 272 = х / 18

x /18 +(2,22 – х) / 56 = 0,06

х = 0,54, m (Al ) = 0,54 г

ω (Al ) = 0,54 / 2.22 = 0.243 (24.3%)

ω (Fe ) = 75.7%

n (Al ) = 0.54 / 27 = 0.02 (моль)

m (Fe ) = 2,22 – 0.54 = 1.68 (г)

n (Fe ) =1.68 / 56 = 0,03 (моль)

n 1 (НCl ) = 0.06 моль

n (NaOH ) = 0,05 моль

m р-ра (NaOH ) = 0,05 40/0.4 = 5 (г)

V (HCl ) р-ра = 24/1,09 = 22 (мл)

3) Газ, полученный при растворении 9,6 г меди в концентрированной серной кислоте, пропустили через 200 мл раствора гидроксида калия (ρ =1 г/мл, ω OH ) = 2,8 %). Какого состава образуется соль? Определить её массу.

Найти:

m (соли)

Дано:

m (Cu ) = 9.6 г

V (КO Н) р-ра = 200 мл

ω (КOH ) = 2,8%

ρ (H 2 O ) = 1 г/мл

М (Cu ) =64 г/моль

М (КOH ) =56 г/моль

М (КНSO 3) =120 г/моль

Ответ: m (КНSO 3) = 12 г

Cu + 2H 2 SO 4 = CuSO 4 + SO 2 + 2H 2 O

1 моль 1 моль

КO Н + SO 2 = KHSO 3

1 моль 1 моль

2 КO Н + SO 2 = K 2 SO 3 + H 2 O

2 моль 1моль

n (SO 2) = n (Cu ) =6,4/64 = 0,1 (моль)

m (КO Н) р-ра = 200 г

m (КO Н) в-ва = 200 г 0,028 = 5,6 г

n (КO Н) =5,6/56 = 0,1 (моль)

По количественному соотношению SO 2 и КОН можно сделать вывод, что образуется кислая соль KHSO 3.

КO Н + SO 2 = KHSO 3

1 моль 1 моль

n (КНSO 3) = 0,1 моль

m (КНSO 3) = 0,1 120 = 12 г

4) Через 100 мл 12,33% - ного раствора хлорида железа (II ) (ρ =1.03г/мл) пропускали хлор до тех пор, пока концентрация хлорида железа (III ) в растворе не стала равна концентрации хлорида железа (II ). Определите объём поглощённого хлора (н.у.)

Найти:

V (Cl 2)

Дано:

V (FeCl 2) = 100 мл

ω (FeCl 2) = 12,33%

ρ (р-ра FeCl 2) =1,03г/мл

М (FeCl 2) = 127 г/моль

М (FeCl 3) = 162,5 г/моль

V М = 22,4 л/ моль

m (FeCl 2) р-ра = 1,03 100 = 103 (г)

m (FeCl 2) р-в-ва = 103 0,1233 = 12,7 (г)

2FeCl 2 + Cl 2 = 2 FeCl 3

2 моль 1моль 2моль

Пусть n (FeCl 2) прореаг. = х, тогда n (FeCl 3) обр. = х;

m (FeCl 2) прореаг. = 127х

m (FeCl 2) ост. = 12,7 - 127х

m (FeCl 3) обр. = 162,5х

По условию задачи m (FeCl 2) ост. = m (FeCl 3)

12,7 - 127х = 162,5х

х = 0,044, n (FeCl 2) прореаг. = 0,044 моль

n (Cl 2) = 0,022 моль

V (Cl 2) = 0,022 22,4 = 0,5 (л)

Ответ: V (Cl 2) = 0,5 (л)

5) После прокаливания смеси карбонатов магния и кальция масса выделившегося газа оказалась равна массе твёрдого остатка. Определит массовые доли веществ в исходной смеси. Какой объём углекислого газа (н.у.) может быть поглощён 40 г этой смеси, находящейся в виде суспензии.

Найти:

ω (MgCO 3)

ω (CaCO 3)

Дано:

m (тв.прод.) = m (газа )

m (смеси карбонатов )=40г

М (MgO ) = 40 г/моль

М СаO = 56 г/моль

М (CO 2) = 44 г/моль

М (MgCO 3) = 84 г/моль

М (СаCO 3) = 100 г/моль

1) Проведём расчеты, используя 1 моль смеси карбонатов.

MgCO 3 = MgO + CO 2

1моль 1 моль 1моль

CaCO 3 = CaO + CO 2

1 моль 1моль 1моль

Пусть n (MgCO 3) = x , тогда n (CaCO 3) = 1 – x .

n (MgO) = x, n (CaO) = 1 - x

m (MgO) = 40x

m (СаO ) = 56 (1 – x ) = 56 – 56x

Из смеси, взятой количеством 1 моль, образуется углекислый газ, количеством 1 моль.

m (CO 2) = 44.г

m (тв.прод.) = 40x + 56 - 56x = 56 - 16x

56 - 16x = 44

x = 0,75,

n (MgCO 3) = 0,75 моль

n (СаCO 3) = 0,25 моль

m (MgCO 3) = 63 г

m (СаCO 3) = 25 г

m (смеси карбонатов) = 88 г

ω (MgCO 3) = 63/88 = 0,716 (71,6%)

ω (CaCO 3) = 28,4%

2) Суспензия смеси карбонатов при пропускании углекислого газа превращается в смесь гидрокарбонатов.

MgCO 3 + CO 2 + H 2 O = Mg(НCO 3 ) 2 (1)

1 моль 1 моль

CaCO 3 + CO 2 + H 2 O = Ca(НCO 3 ) 2 (2)

1 моль 1моль

m (MgCO 3) = 40 0,75 = 28,64(г)

n 1 (СO 2) = n (MgCO 3) = 28,64/84 = 0,341 (моль)

m (СаCO 3) = 11,36 г

n 2 (СO 2) = n (СаCO 3) =11,36/100 = 0,1136 моль

n общ. (СO 2) = 0,4546 моль

V (CO 2) = n общ. (СO 2) V М = 0,454622,4 = 10,18 (л)

Ответ: ω (MgCO 3) = 71,6%, ω (CaCO 3) = 28,4%,

V (CO 2 ) = 10,18 л.

6) Смесь порошков алюминия и меди массой 2,46 г нагрели в токе кислорода. Полученное твёрдое вещество растворили в 15 мл раствора серной кислоты (массовая доля кислоты 39,2%, плотность 1,33 г/мл). Смесь полностью растворилась без выделения газа. Для нейтрализации избытка кислоты потребовался 21 мл раствора гидрокарбоната натрия с концентрацией 1,9 моль/л. Вычислите массовые доли металлов в смеси и объём кислорода (н.у.), вступившего в реакцию .

Найти:

ω (Al ); ω (Cu )

V (O 2)

Дано:

m (смеси) = 2.46 г

V (NaHCO 3 ) = 21 мл=

0,021 л

V (H 2 SO 4 ) = 15 мл

ω(H 2 SO 4 ) = 39,2%

ρ (H 2 SO 4 ) = 1,33 г/ мл

С(NaHCO 3) = 1,9моль/л

М(Al )=27 г/моль

М(Cu )=64 г/моль

М(H 2 SO 4)=98 г/моль

V м = 22,4 л/моль

Ответ: ω (Al ) = 21.95%;

ω (Cu ) = 78.05%;

V (O 2) = 0,672

4Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3

4моль 3 моль 2моль

2Cu + O 2 = 2CuO

2моль 1 моль 2 моль

Al 2 O 3 + 3H 2 SO 4 = Al 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2 O (1)

1 моль 3 моль

CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O (2)

1 моль 1 моль

2 NaHCO 3 + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2 H 2 O + СО 2 (3)

2 моль 1 моль

m (H 2 SO 4) р-ра =15 1,33 = 19.95 (г)

m (H 2 SO 4) в-ва = 19.95 0,393 = 7,8204 (г)

n (H 2 SO 4) общ = 7,8204/98 = 0,0798 (моль)

n (NaHCO 3) = 1,9 0,021 = 0,0399 (моль)

n 3 (H 2 SO 4 ) = 0,01995 (моль)

n 1+2 (H 2 SO 4 ) =0,0798 – 0,01995 = 0,05985 (моль)

4) Пусть n (Al) = x, . m (Al) = 27x

n (Cu) = y, m (Cu) = 64y

27x + 64y = 2,46

n (Al 2 O 3 ) = 1,5x

n (CuO) = y

1,5x + y = 0.0585

x = 0,02; n (Al) = 0.02 моль

27x + 64y = 2,46

y = 0,03; n (Cu) = 0,03 моль

m (Al) = 0,02 27 = 0,54

ω (Al) = 0,54 / 2.46 = 0.2195 (21.95%)

ω (Cu) = 78.05%

n 1 (O 2 ) = 0.015 моль

n 2 (O 2 ) = 0.015 моль

n общ . (O 2 ) = 0.03 моль

V (O 2 ) = 22,4 0 03 = 0,672 (л)

7) При растворении в воде 15,4 г сплава калия с натрием выделилось 6,72 л водорода (н.у.) Определите молярное отношение металлов в сплаве.

Найти:

n (К) : n(Na )

m (Na 2 O )

Дано:

m (сплава) = 15,4 г

V (H 2) = 6,72 л

М (Na ) =23 г/моль

М (К) =39 г/моль

n (К) : n (Na ) = 1: 5

2К + 2H 2 O = 2 КOH + H 2

2 моль 1 моль

2Na + 2H 2 O = 2 NaOH + H 2

2 моль 1 моль

Пусть n (К) = x , n (Na ) = у, тогда

n 1 (Н 2) = 0,5 х; n 2 (Н 2) = 0,5у

n (Н 2) = 6,72 / 22,4 = 0,3 (моль)

m (К) = 39 x ; m (Na ) = 23 у

39х + 23 у = 15,4

х = 0,1, n (К) = 0,1 моль;

0,5х + 0,5у = 0,3

у = 0,5, n (Na ) = 0,5 моль

8) При обработке 9 г смеси алюминия с оксидом алюминия 40%-ным раствором гидроксида натрия (ρ =1,4 г/мл) выделилось 3,36 л газа (н.у.). Определить массовые доли веществ в исходной смеси и объём раствора щёлочи, вступивший в реакции.

Найти:

ω (Al )

ω (Al 2 O 3)

V р-ра (NaOH )

Дано:

M (см.) = 9 г

V (H 2) = 33.8мл

ω (NaOH ) = 40%

М(Al ) = 27 г/моль

М(Al 2 O 3) = 102 г/моль

М(NaOH ) = 40 г/моль

2Al + 2 NaOH + 6H 2 O = 2 Na + 3H 2

2 моль 2 моль 3 моль

Al 2 O 3 + 2 NaOH + 3H 2 O = 2 Na

1моль 2моль

n (H 2) = 3,36/22,4 = 0,15 (моль)

n (Al ) = 0,1 моль m (Al ) = 2.7 г

ω (Al) = 2,7 / 9 = 0,3 (30%)

ω (Al 2 O 3 ) = 70%

m (Al 2 O 3 ) = 9 – 2.7 = 6.3 (г)

n (Al 2 O 3 ) = 6,3 / 102 = 0,06 (моль)

n 1 (NaOH) = 0,1 моль

n 2 (NaOH) = 0,12 моль

n общ . (NaOH) = 0,22 моль

m р - ра (NaOH) = 0,22 40 /0.4 = 22 (г)

V р - ра (NaOH) = 22 / 1.4 = 16 (мл)

Ответ: ω (Al) = 30%, ω(Al 2 O 3 ) = 70%, V р - ра (NaOH) = 16 мл

9) Сплав алюминия и меди массой 2 г обработали раствором гидроксида натрия, с массовой долей щёлочи 40 % (ρ =1,4 г/мл). Не растворившийся осадок отфильтровали, промыли и обработали раствором азотной кислоты. Полученную смесь выпарили досуха, остаток прокалили. Масса полученного продукта составила 0,8 г. Определите массовую долю металлов в сплаве и объём израсходованного раствора гидроксида натрия.

Найти:

ω (Cu ); ω (Al )

V р-ра (NaOH )

Дано:

m (смеси)=2 г

ω (NaOH )=40%

М(Al )=27 г/моль

М(Cu )=64 г/моль

М(NaOH )=40 г/моль

В щёлочи растворяется только алюминий.

2Al + 2 NaOH + 6 H 2 O = 2 Na + 3 H 2

2моль 2моль 3моль

Медь – нерастворившийся остаток.

3Cu + 8HNO 3 = 3Cu (NO 3 ) 2 + 4 H 2 O + 2 NO

3 моль 3 моль

2Cu(NO 3 ) 2 = 2 CuO + 4NO 2 + O 2

2моль 2моль

n (CuO ) = 0,8 / 80 = 0,01 (моль)

n (CuO) = n (Cu(NO 3 ) 2 ) = n (Cu) = 0,1 моль

m (Cu) = 0,64 г

ω (Cu) = 0,64 / 2 = 0,32 (32%)

ω (Al) = 68%

m (Al ) = 9 – 0,64 = 1,36(г)

n (Al ) = 1,36 / 27 = 0,05 (моль)

n (NaOH ) = 0,05 моль

m р-ра (NaOH ) = 0,05 40 / 0.4 = 5 (г)

V р-ра (NaOH ) = 5 / 1.43 = 3,5 (мл)

Ответ: ω (Cu ) = 32%, ω (Al ) = 68%, V р-ра (NaOH ) = 3,5 мл

10) Прокалили смесь нитратов калия, меди и серебра массой 18,36 г. Объём выделившихся газов составил 4,32 л (н.у.). Твёрдый остаток обработали водой, после чего его масса уменьшилась на 3,4 г. Найти массовые доли нитратов в исходной смеси.

Найти :

ω (KNO 3 )

ω (Cu(NO 3 ) 2 )

ω (AgNO 3)

Дано:

m (смеси) = 18,36 г

m (твёрд. ост. )=3,4 г

V (CO 2) = 4,32 л

М (КNO 2) =85 г/моль

М (КNO 3) =101 г/моль

2 КNO 3 = 2 КNO 2 + O 2 (1)

2 моль 2 моль 1моль

2 Cu(NO 3 ) 2 = 2 CuO + 4 NO 2 + O 2 (2)

2 моль 2моль 4 моль 1 моль

2 AgNO 3 = 2 Ag + 2 NO 2 + O 2 (3)

2 моль 2моль 2моль 1моль

CuO + 2H 2 O = взаимодействие не возможно

Ag + 2H 2 O = взаимодействие не возможно

КNO 2 + 2H 2 O = растворение соли

Изменение массы твёрдого остатка произошло за счёт растворения соли, следовательно:

m (КNO 2) = 3,4 г

n (КNO 2) = 3,4 / 85 = 0,04 (моль)

n (КNO 3) = 0,04 (моль)

m (КNO 3) = 0,04101 = 4,04 (г)

ω (KNO 3) = 4,04 / 18,36 = 0,22 (22%)

n 1 (O 2) = 0,02 (моль)

n общ. (газов) = 4,32 / 22,4 = 0,19 (моль)

n 2+3 (газов) = 0,17 (моль)

m (смеси без КNO 3) = 18,36 – 4,04 = 14,32 (г)

Пусть m (Cu(NO 3 ) 2 ) = x, тогда m (AgNO 3 ) = 14,32 – x.

n (Cu(NO 3 ) 2 ) = x / 188,

n (AgNO 3) = (14,32 – x ) / 170

n 2 (газов) = 2,5х / 188,

n 3 (газов) = 1,5 (14,32 – х) / 170,

2,5х/188 + 1,5 (14,32 – х) / 170 = 0,17

х = 9,75, m (Cu(NO 3 ) 2 ) = 9,75 г

ω (Cu(NO 3 ) 2 ) = 9,75 / 18,36 = 0,531 (53,1%)

ω (AgNO 3 ) = 24,09%

Ответ: ω (KNO 3 ) = 22%, ω (Cu(NO 3 ) 2 ) = 53,1%, ω (AgNO 3 ) = 24,09%.

11) Смесь гидроксида бария, карбонатов кальция и магния массой 3,05 г прокалили до удаления летучих веществ. Масса твёрдого остатка составила 2,21 г. Летучие продукты привели к нормальным условиям и газ пропустили через раствор гидроксида калия, масса которого увеличилась на 0,66 г. Найти массовые доли веществ в исходной смеси.

ω (Вa (O Н) 2)

ω (Сa СO 3)

ω (Mg СO 3)

m (смеси) = 3,05 г

m (тв.ост.) = 2,21 г

m (КОН) = 0,66 г

М (H 2 O ) =18 г/моль

М (СО 2) =44 г/моль

М (Вa (O Н) 2) =171 г/моль

М (СаСО 2) =100 г/моль

М (Mg СО 2) =84 г/моль

Вa (O Н) 2 = H 2 O + ВaO

1 моль 1моль

Сa СO 3 = СО 2 + СaO

1 моль 1моль

Mg СO 3 = СО 2 + MgO

1 моль 1моль

Масса КОН увеличилась за счёт массы поглощённого СО 2

КОН + СО 2 →…

По закону сохранения массы веществ

m (H 2 O ) =3,05 – 2,21 – 0,66 = 0,18 г

n (H 2 O ) = 0,01 моль

n (Вa (O Н) 2) = 0,01 моль

m (Вa (O Н) 2) = 1,71 г

ω (Вa (O Н) 2) = 1,71 /3.05 = 0.56 (56%)

m (карбонатов) = 3,05 – 1,71 = 1,34 г

Пусть m a СO 3) = x , тогда m a СO 3) = 1,34 – x

n 1 (СO 2) = n (Сa СO 3) = x /100

n 2 (СO 2) = n (Mg СO 3) = (1,34 - x )/84

x /100 + (1,34 - x )/84 = 0,015

x = 0,05, m a СO 3) = 0,05 г

ω (Сa СO 3) = 0,05/3,05 = 0,16 (16%)

ω (Mg СO 3) =28%

Ответ: ω a (O Н) 2) = 56%, ω a СO 3) = 16%, ω (Mg СO 3) =28%

2.5 В реакцию вступает неизвестное веществ o / образуется в ходе реакции.

1) При взаимодействии водородного соединения одновалентного металла со 100 г воды получили раствор с массовой долей вещества 2,38%. Масса раствора оказалась на 0,2 г меньше суммы масс воды и исходного водородного соединения. Определите, какое соединение было взято.

Найти:

Дано:

m (H 2 O ) = 100 г

ω (МеOH ) = 2,38%

m (р-ра) = 0,2 г

М (H 2 O ) = 18 г/моль

МеН + H 2 O = МеOH + Н 2

1 моль 1моль 1моль

0,1 моль 0,1моль 0,1моль

Масса конечного раствора уменьшилась на массу газа водорода.

n (Н 2) = 0,2/2 = 0,1 (моль)

n (H 2 O ) прореаг. = 0,1 моль

m (H 2 O ) прореаг = 1,8 г

m (H 2 O в р-ре ) = 100 – 1,8 = 98,2 (г)

ω (МеOH ) = m (МеOH ) / m (р-ра г/моль

Пусть m (МеOH ) = х

0,0238 = х / (98,2 + x )

x = 2,4, m (МеO Н) = 2,4 г

n (МеO Н) = 0,1 моль

М (МеO Н) = 2,4 / 0,1 = 24 (г/моль)

М (Ме) = 7 г/моль

Ме - Li

Ответ: Li Н.

2) При растворении 260 г неизвестного металла в сильно разбавленной азотной кислоте образуются две соли: Ме(N О 3 ) 2 и X . При нагревании X с гидроксидом кальция выделяется газ, который с ортофосфорной кислотой образует 66 г гидроортофосфата аммония. Определите металл и формулу соли X .

Найти:

Дано:

m (Ме) = 260 г

m ((NH 4) 2 HPO 4) = 66 г

М ((NH 4) 2 HPO 4) =132 г/моль

Ответ: Zn , соль - NH 4 NO 3.

4Me + 10HNO 3 = 4Me(NO 3 ) 2 + NH 4 NO 3 + 3H 2 O

4 моль 1 моль

2NH 4 NO 3 +Ca(OH) 2 = Ca(NO 3 ) 2 +2NH 3 + 2H 2 O

2 моль 2 моль

2NH 3 + H 3 PO 4 = (NH 4 ) 2 HPO 4

2 моль 1моль

n ((NH 4) 2 HPO 4) = 66/132 = 0.5 (моль)

n (N Н 3) = n (NH 4 NO 3) = 1 моль

n (Ме) = 4моль

М (Ме) = 260/4 = 65 г/моль

Ме - Zn

3) В 198,2 мл раствора сульфата алюминия (ρ = 1 г/мл) опустили пластину неизвестного двухвалентного металла. Через некоторое время масса пластины уменьшилась на 1,8 г, а концентрация образовавшейся соли составила 18%. Определите металл.

Найти:

ω 2 (NaOH )

Дано:

V р-ра = 198.2 мл

ρ (р-ра) = 1 г/мл

ω 1 (соли) = 18%

m (р-ра) =1,8 г

М (Al ) =27 г/моль

Al 2 (SO 4 ) 3 + 3Me = 2 Al+ 3MeSO 4

3 моль 2 моль 3 моль

m (р-ра до р-ции) = 198.2 (г)

m (р-ра после р-ции) = 198.2 + 1,8 = 200(г)

m (MeSO 4) в-ва = 200 0,18 = 36 (г)

Пусть М (Ме) = х, тогда М (MeSO 4) = х + 96

n (MeSO 4) = 36 / (х + 96)

n (Ме) = 36/ (х + 96)

m (Ме) = 36x / (х + 96)

n (Al ) = 24 / (х + 96),

m (Al ) = 24 27 / (х + 96)

m (Ме) ─ m (Al ) = ∆m (р-ра)

36x / (х + 96) ─ 24 27 / (х + 96) = 1,8

х = 24, М (Ме) = 24 г/моль

Металл - Mg

Ответ: Mg .

4) При термическом разложении 6,4 г соли в сосуде ёмкостью 1 л при 300,3 0 С создалось давление 1430 кПа. Определите формулу соли, если при разложении её образуется вода и плохо растворимый в ней газ.

Найти:

Формулу соли

Дано:

m (соли) = 6,4 г

V (сосуда) = 1 л

Р = 1430 кПа

t =300.3 0 C

R = 8.31Дж/мольК

n (газа) = PV /RT = 1430∙1 / 8,31573,3 = 0,3 (моль)

Условию задачи отвечают два уравнения:

NH 4 NO 2 = N 2 + 2 H 2 O ( газ)

1 моль 3 моль

NH 4 NO 3 = N 2 O + 2 H 2 O (газ)

1 моль 3 моль

n (соли) = 0,1 моль

М (соли) = 6,4/0,1 = 64 г/моль (NH 4 NO 2)

Ответ: NH 4 N

Литература.

1 .Н.Е.Кузьменко, В.В.Ерёмин, А.В.Попков «Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы», Москва, «Дрофа» 1999

2. Г.П.Хомченко, И.Г.Хомченко «Сборник задач по химии», Москва «Новая Волна * Оникс» 2000

3. К.Н.Зеленин, В.П.Сергутина, О.В., О.В.Солод «Пособие по химии для поступающих в Военно – медицинскую академию и другие высшие медицинские учебные заведения»,

Санкт – Петербург, 1999

4. Пособие для поступающих в медицинские институты «Задачи по химии с решениями»,

Санкт – Петербургский медицинский институт им.И.П.Павлова

5. ФИПИ «ЕГЭ ХИМИЯ» 2009 – 2015 г.

Решение расчетных задач – важнейшая составная часть школьного предмета «химия», так как это один из приёмов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатывается умение самостоятельного применения полученных знаний.

Чтобы научиться химии, систематическое изучение известных истин химической науки должно сочетаться с самостоятельным поиском решения сначала малых, а затем и больших проблем. Как бы ни были интересны теоретические разделы учебника и качественные опыты практикума, они недостаточны без численного подтверждения выводов теории и результатов эксперимента: ведь химия – количественная наука. Включение задач в учебный процесс позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения: 1) обеспечение самостоятельности и активности учащихся; 2) достижение прочности знаний и умений; 3) осуществление связи обучения с жизнью; 4) реализация предпрофильного и профильного политехнического обучения.

Решение задач является одним из звеньев в прочном усвоении учебного материала, так как формирование теорий и законов, запоминание правил и формул, составление уравнений реакций происходит в действии.

В решении химических задач целесообразно использовать алгебраические приёмы. В этом случае исследование и анализ ряда задач сводятся к преобразованиям формул и подставлению известных величин в конечную формулу или алгебраическое уравнение. Задачи по химии похожи на задачи по математике, и некоторые количественные задачи по химии (особенно на «смеси») удобнее решать через систему уравнений с двумя неизвестными.

Рассмотрим несколько таких задач.

Смесь карбонатов калия и натрия массой 7 г обработали серной кислотой, взятой в избытке. При этом выделившийся газ занял объем 1,344 л (н.у.). Определить массовые доли карбонатов в исходной смеси.

Решение.

Составляем уравнений реакций:

Обозначим через хг массу карбоната натрия в смеси, а массу карбоната калия – через (7-х)г . Объём газа, выделившегося при взаимодействии карбоната натрия с кислотой, обозначаем через у л , а объём газа, выделившегося при взаимодействии карбоната калия с кислотой, обозначаем через (1,344-у)л.

Над уравнениями реакций записываем введенные обозначения, под уравнениями реакций записываем данные, полученные по уравнениям реакций, и составляем систему уравнений с двумя неизвестными:

х/106 = у/22,4 (1)

(7-х)/138=(1,344-у) (2)

Из первого уравнения выражаем у через х :

у = 22,4х/106 (3)

(1,344-22,4х/106) 138=22,4 (7-х). (4)

Решаем уравнение (4) относительно х.

185,472-29,16х=156,8-22,4х

Следовательно, масса карбоната натрия равна 4,24 г.

Массу карбоната калия находим вычитанием из общей массы смеси карбонатов массы карбоната натрия:

7г-4,24г=2,76г.

Массовые доли карбонатов находим по формуле:

w=(m ком-та /m общая) 100%

w(Na 2 CO 3)=(4.24/7) 100%=60.57%

w(K 2 CO 3)=(2.76/7) 100%=39.43%.

Ответ: массовая доля карбоната натрия равна 60,57%, массовая доля карбоната калия равна 39,43%.

Смесь карбонатов калия и натрия массой 10 г растворили в воде и добавили избыток соляной кислоты. Выделившийся газ пропустили через трубку с пероксидом натрия. Образовавшегося кислорода хватило, чтобы сжечь 1,9 л водорода (н.у.). Напишите уравнения реакций и рассчитайте состав смеси.

Составляем уравнения реакций:

Обозначим через х г массу карбоната натрия, а масса карбоната калия будет равна (10-х)г .

По уравнению (4) рассчитаем объем кислорода, образовавшегося в процессе реакции (3).

Для этого через х в уравнении обозначим объём кислорода и, исходя из объёма водорода, составим пропорцию и решим её относительно х:

1,9/44,8=х/22,4;

х=1,9 22,4/44,8;

х=0,95л (объём выделившегося кислорода).

Исходя из уравнения (3), рассчитаем объём углекислого газа, образовавшегося при обработке смеси карбонатов натрия и калия избытком соляной кислоты. Для этого составим пропорцию:

х/44,8=0,95/22,4;

х=0,95 44,8/22,4;

Через у л обозначим объём газа, выделившегося в процессе реакции (1), а через (1,9-у)л объём газа, выделившегося в процессе реакции (2). Составим систему уравнений с двумя неизвестными:

х/106=у/22,4 (5)

(10-х)/138=(1,9-у)/22,4 (6)

Из уравнения (5) выражаем у через х и подставляем в уравнение (6):

(10-х)/138=(1,9-22,4х/106)/22,44 (7).

Уравнение (7) решаем относительно х :

(1,9-22,4х/106) 138=22,4 (10-х);

262,2-29,16х=224-22,4х;

х=5,65г (масса карбоната натрия).

Масса карбоната калия находится как разность между массой смеси карбонатов натрия и калия и массой карбоната натрия:

10-5,65=4,35г (масса карбоната калия).

w(Na 2 CO 3)=(5,65/10) 100%

w(Na 2 CO 3)=56.5%

w(K 2 CO 3)=(4.35/10) 100%

w(K 2 CO 3)=43.5%/

Ответ: массовая доля карбоната натрия равна 56,5%, массовая доля карбоната калия равна 43,5%.

Задачи для самостоятельного решения.

Смесь железа и цинка массой 12,1 г обработали избытком раствора серной кислоты. Для сжигания полученного водорода необходимо 2,24л кислорода (давление 135,6 кПа, температура – 364К). Найдите массовую долю железа в смеси.

Смесь метиловых эфиров уксусной кислоты и пропионовой кислоты массой 47,2г обработали 83,4мл раствора гидроксида натрия с массовой долей 40% (плотность 1,2г/мл). Определите массовые доли эфиров (в %) в смеси, если известно, что гидроксид натрия, оставшийся после гидролиза эфиров, может поглотить максимально 8,96л оксида углерода (IV).

Эти задачи можно решать и другими способами, но этот способ решения задач по химии способствует развитию логического мышления, даёт возможность показать взаимосвязь математики и химии, формирует умение составлять и применять алгоритмы последовательности действий при решении, дисциплинирует и направляет деятельность на правильное использование физических величин и корректное проведение математических расчётов.

Если ты уже учишься в университете, но до сих пор так и не освоил основы решения задач по химии, это можно назвать настоящим чудом. Однако, вряд ли такое чудо прокатит и во время сдачи сессии.

Как сдавать экзамены в целом, вы узнаете на нашем телеграм-канале . А чтобы не оплошать на занятиях по химии, давайте выяснять, что же необходимо, чтобы таки начать самому выполнять решение практических задач по химии.

Химия: глубоко системная наука

Что в школе (8-9 класс), что в вузе схема решения задач по химии примерно одинакова. Существует определенный набор определенных химических веществ. Каждое из этих веществ обладает определенными характеристиками.

Понимая систему этой науки в целом, а также систему и суть основных веществ, даже будучи гуманитарием до глубины души вы сможете выучить и понять правила решения задач по химии.

А для этого вам понадобятся:

  • Необходимая мотивация и готовность работать. Если есть цель и трудолюбие, то все у вас получится, поверьте!
  • Хотя бы базовое знание теории: таблица Менделеева, минимальный глоссарий, знание простейших формул соединений и т.д.
  • Внимательность. Часто многие проблемы в решении задач химии студенты испытывают из-за банальной невнимательности. Очень тщательно читайте условие задачи, спишите все краткие данные и определите, что же все-таки нужно найти. А дальше все просто – следуем стандартному алгоритму действий.

Волшебный алгоритм решения задач по химии (для ОГЭ и вузов)

А вот и она - волшебная схема решения стандартных задач по химии, благодаря которой вы сможете ответить на экзамене хотя бы на минимальную проходную оценку:

  1. Для начала запишите уравнение реакции (если требуется). При этом важно не забывать о расстановке коэффициентов.
  2. Попытайтесь определить, как найти неизвестные данные, сколько действий для этого понадобится, нужно ли для этого использовать таблицу Менделеева (например, чтобы выяснить молекулярную массу) или прочие справочные данные.
  3. Теперь, если нужно, самое время составить пропорцию или применить понятие количества вещества. Или же в необходимую формулу подставить известную или найденную величину.
  4. Если в задаче нужно использовать формулу, обращайте внимание на единицы измерений. Нередко требуется их перевод в систему СИ.
  5. Когда решение найдено и вы расслабились, не спешите – перечитайте условие задачи еще раз. Бывает, что студент начал не с того. В тоге все это время он занимался поиском совершенно не того, что требуется.

А вот еще несколько примеров решения задач по химии, которые вы вполне можете использовать в качестве примера и тщательно проанализировать:




На самом деле, решение задач по химии – дело не такое уж и сложное. Конечно, нам легко говорить, ведь за плечами наших авторов – многолетний опыт решения не только простейших, но и мега-супер-бупер-крутых по сложности задач. И если вам попалась одна из таких, не стесняйтесь обращаться за помощью в студенческий сервис , здесь вам никто никогда не откажет!

Кстати, чуть ниже вы можете посмотреть краткое видео с наглядными примерами решения задач по химии: