Тема: Три состояния вещества. Конспект урока по физике на тему: "Три состояния вещества" (7 класс) Тема: Три состояния вещества

Урок по МКТ для учащихся 10 класса по теме "Строение газообразных, жидких и твердых тел".

На уроке рассматриваются особенности строения и свойства газообразных, жидких и твёрдых тел с точки зрения молекулярно – кинетической теории.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1 В одном мгновенье видеть вечность Огромный мир – в зерне песка, В едином миге – бесконечность И небо – в чашечке цветка. У. Блейк.

Тема урока: Строение газообразных, жидких и твердых тел. 2

Различают четыре агрегатных состояния вещества: 3 Жидкое Твёрдое Газообразное Плазменное

Фазовый переход – переход системы из одного агрегатного состояния в другое. При фазовом переходе скачкообразно изменяется какая-либо физическая величина (плотность, внутренняя энергия) 4

Газы Легко сжимаются. Могут неограниченно расширяться. Не сохраняют ни форму ни объём. Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают давление газа. 5) Силы взаимодействия очень малы. 6) Молекулы движутся хаотически. 10

Мало сжимаются. Сохраняют свой объём. Текучи, легко меняют форму. Принимают форму сосуда. Силы взаимодействия большие. Молекулы движутся беспорядочно, перескоками. Жидкости 14

Твёрдые тела Сохраняют объём и форму Молекулы или атомы колеблются около определённых положений равновесия Силы взаимодействия очень большие 4) Большинство твёрдых тел имеет кристаллическую решётку 18

Газы Жидкости Твердые тела 200 100 100 200 200 100 300 300 300 19

20 Газы 100 Почему газы способны неограниченно расширяться? Слабые силы притяжения молекул газа не способны удержать их друг возле друга

21 Газы 200 Почему газы легко сжимаются? Расстояние между атомами или молекулами в газах во много раз больше размеров самих молекул.

22 Газы 300 За счёт чего создаётся давление газа на дно и стенки сосуда? Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают давление газа.

23 Жидкости 100 Почему сжать жидкость почти так же трудно, как и твёрдое тело? Молекулы жидкости находятся непосредственно друг возле друга. При попытке сжать жидкость начинается деформация самих молекул

24 Жидкости 200 В каких агрегатных состояниях может находиться яблочный сок? Во всех трёх: жидком, твёрдом, газообразном.

25 Жидкости 300 Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое? Кристаллизация

26 Твердые тела 100 Как называется процесс перехода вещества из твёрдого состояния в газообразное? Сублимация

27 Твердые тела 200 Велики или малы силы притяжения между молекулами в твёрдых телах? Очень велики

28 Твердые тела 300 Как движутся молекулы в твёрдых телах? Колеблются около определённых положений равновесия.

I вариант I – 3 II - 2 , 5 III - 1 IV - 1 V - 4 II вариант I - 1 II - 1, 4, 5 III - 3 IV - 3 V - 4 III вариант I - 2 II - 1, 3, 5 III - 1 IV - 4 V - 4 IV вариант I - 3 II - 1, 4 III - 3 IV - 2 V - 4 Ответы к тесту 29

Домашнее задание § 61, 62 Ответить на вопросы к § 62 Заполнить таблицу Агрегатное состояние вещества Расстояние между частицами Взаимодействие частиц Характер движения частиц Сохранение формы и объема 30

Конец урока 31

Предварительный просмотр:

10 класс.

Строение газообразных, жидких и твердых тел. § 61, 62

Цель урока: Рассмотреть особенности строения и свойства газообразных, жидких и твёрдых тел с точки зрения молекулярно – кинетической теории.

Задачи урока:

  1. Образовательные
  1. Способствовать овладению знаниями по теме “Строение газообразных, жидких и твёрдых тел”;
  2. Установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами;
  3. Учиться решать качественные задачи.
  1. Развивающие

Развивать:

  1. наблюдательность, самостоятельность;
  2. логическое мышление
  3. умение применять знания теории на практике;
  4. содействовать развитию речи, мышления
  1. Воспитательные:
  1. Формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.
  2. Формировать положительное отношение к предмету

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный

Комплексно-методическое обеспечение: Компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация , образцы кристаллов, тестовые задания.

Межпредметные связи:

  1. химия
  2. информатика

Этапы урока.

  1. Организационный этап.
  2. Этап объяснения нового материала.
  3. Этап закрепления пройденного материала.
  4. Заключительный этап.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный этап

Учитель: Здравствуйте. Ещё Наполеон I говорил: “Воображение правит миром”. А Демокрит утверждал, что “Ничего не существует кроме атомов”.

  1. Этап постановки целей и задач урока.

Согласитесь! Мир удивителен и многообразен. Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила.

Русский поэт Фёдор Иванович Тютчев писал.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Но со временем человек стал понимать, что именно закон стоит во главе всего, что нас окружает.

Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями, которыми управляет закон, и в большинстве случаев можете предсказать, как они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события:

  1. Если открыть флакон с духами, то …;
  2. Если нагреть лед, то …;
  3. Если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;
  4. Если капнуть каплю масла на воду, то …;
  5. Если опустить термометр в горячую воду, то …

Учитель: Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, полученными ранее. Мы с вами каждый день наблюдаем целый ряд окружающих нас предметов: столы, стулья, книги, ручки, тетради, автомобили и т.д. Скажите, они нам только кажутся сплошными или они на самом деле являются таковыми?

Ученик: Только кажутся.

Учитель: Тогда скажите, из чего состоят все вещества?

Ученик: Из молекул или атомов

Учитель: А, как вы думаете, молекулы различных веществ одинаковы или нет? Докажите.

Ученик: Нет. Они имеют разные химические соединения.

Учитель: Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул или нет?

Ученик: Да.

Учитель: Почему?

Ученик: Потому что это одно и то же вещество, но в разном виде

Учитель: Вот, ребята, мы и подошли к теме нашего урока. Откройте рабочие тетради, запишите дату и тему нашего урока: “Строение газообразных, жидких и твёрдых тел”.

(Слайд 2).

В мире нет двух совершенно одинаковых предметов. Невозможно найти две одинаковые песчинки в горе песка или два одинаковых листика на дереве, а вот молекулы одного и того же вещества совершенно одинаковы. Например, воду мы привыкли видеть в жидком состоянии. Химическая формула воды H 2 O. В газообразном состоянии – это пары воды. (Какова химическая формула?). В твёрдом состоянии, это лёд или снег. Всё та же химическая формула - H 2 O.

Тогда возникает вопрос: если молекулы одного и того же вещества совершенно одинаковы, то почему это вещество может находиться в разных агрегатных состояниях?

Вот на этот вопрос нам с вами и предстоит ответить сегодня на уроке.

(Слайд 3)

Различают четыре агрегатных состояния вещества:

  1. Твёрдое
  2. Жидкое
  3. Газообразное
  4. Плазменное

Сегодня мы поговорим о трёх из них. Прежде познакомимся с понятием – фазовый переход. (Слайд 4)

Фазовый переход – переход системы из одного агрегатного состояния в другое. При фазовом переходе скачкообразно изменяется какая-либо физическая величина (плотность, внутренняя энергия)

Реализация агрегатного состояния вещества зависит от соотношения кинетической и потенциальной энергии молекул, входящих в его состав.

  1. Этап объяснения нового материала

(Слайд 5)

Что символизирует каждый рисунок? (Разные агрегатные состояния)

Облачко – газообразное состояние вещества, бутылка – жидкое, кубик – твёрдое состояние. Поэтапно разберём строение газообразных, жидких и твёрдых тел. Выводы запишем в тетрадях.

  1. ГАЗЫ (Слайды 6 - 10)

Расстояние между атомами или молекулами в газах в среднем во много раз больше размеров самих молекул. Газы легко сжимаются, при этом уменьшается среднее расстояние между молекулами, но молекулы не сдавливают друг друга. Молекулы движутся с огромными скоростями - сотни метров в секунду. Сталкиваясь, они отскакивают друг от друга в разные стороны. Слабые силы притяжения молекул газа не способны удержать их друг возле друга. Поэтому газы могут неограниченно расширяться. Они не сохраняют ни формы, ни объема.

  1. ЖИДКОСТИ (Слайды 11 - 14)

Молекулы жидкости расположены почти вплотную друг к другу, поэтому молекула жидкости ведет себя иначе, чем молекула газа. Зажатая, как в “клетке”, другими молекулами, она совершает “бег на месте” (колеблется около положения равновесия, сталкиваясь с соседними молекулами). Лишь время от времени она совершает “ прыжок”, прорываясь сквозь “прутья клетки”, но тут же попадает в новую клетку, образованную новыми соседями. Время оседлой жизни молекулы воды, т. е. время колебаний около одного определенного положения равновесия при комнатной температуре, равно в среднем 10 -11 с. Время же одного колебания значительно меньше (10 -12 -10 -13 с). С повышением температуры время оседлой жизни молекул уменьшается.

Молекулы жидкости находятся непосредственно друг возле друга. При попытке изменить объем жидкости (даже на малую величину) начинается деформация самих молекул, для этого нужны очень большие силы. Этим и объясняется малая сжимаемость жидкостей.

Как известно, жидкости текучи, т. е. не сохраняют своей формы, они принимают форму сосуда.

Характер молекулярного движения в жидкостях, впервые установленный советским физиком Я. И. Френкелем, позволяет понять основные свойства жидкостей. (Слайд 15)

  1. ТВЁРДЫЕ ТЕЛА. (Слайды 16 – 18)

Атомы или молекулы твердых тел в отличие от атомов и молекул жидкостей колеблются около определенных положений равновесия. Правда, иногда молекулы меняют положение равновесия, но происходит это редко. Вот почему твердые тела сохраняют не только объем, но и форму.

Есть еще одно важное различие между жидкостями и твердыми телами.

Жидкость можно сравнить с толпой людей, где отдельные индивидуумы беспокойно толкутся на месте, а твердое тело подобно стройной когорте тех же индивидуумов, которые хотя и не стоят по стойке смирно, но выдерживают между собой в среднем определенные интервалы. Если соединить центры положений равновесия атомов или ионов твердого тела, то получится правильная пространственная решетка, называемая кристаллической.

На рисунках изображены кристаллические решетки поваренной соли и алмаза. Внутренний порядок в расположении атомов кристаллов приводит к правильным внешним геометрическим формам.

Итак, пришло время ответить на поставленный в начале урока вопрос: от чего зависит, что одно и то же вещество может находиться в разных агрегатных состояниях?

Ответы учащихся: От расстояния между частицами, от сил взаимодействия, т.е от того, как расположены молекулы, как они движутся и как взаимодействуют друг с другом.

4. Этап закрепления пройденного материала. Игра “Что за состояние?”

(слайды 19 – 28)

100 Почему газы способны неограниченно расширяться?

Слабые силы притяжения молекул газа не способны удержать их друг возле друга

200 Почему газы легко сжимаются?

Расстояние между атомами или молекулами в газах во много раз больше размеров самих молекул.

300 За счёт чего создаётся давление газа на дно и стенки сосуда?

Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают давление газа.

100 Почему сжать жидкость почти так же трудно, как и твёрдое тело?

Молекулы жидкости находятся непосредственно друг возле друга. При попытке сжать жидкость начинается деформация самих молекул

200 В каких агрегатных состояниях может находиться яблочный сок?

Во всех трёх: жидком, твёрдом, газообразном.

300 Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое?

Кристаллизация

100 Как называется процесс перехода вещества из твёрдого состояния в газообразное?

Сублимация

200 Велики или малы силы притяжения между молекулами в твёрдых телах?

Очень велики

300 Как движутся молекулы в твёрдых телах?

Колеблются около определённых положений равновесия

Оценку “5” получает учащийся, набравший наибольшее количество баллов.

  1. Этап проверки полученных на уроке знаний. Тест.

Ответы к тестам

I вариант

I - 3

II- 2, 5

III- 1

IV- 1

V- 4

II вариант

I- 1

II- 1, 4, 5

III- 3

IV- 3

V- 4

III вариант

I- 2

II- 1, 3, 5

III- 1

IV- 4

V- 4

IV вариант

I- 3

II- 1, 4

III- 3

IV- 2

V- 4

  1. Заключительный этап.

А теперь давайте подведем итоги нашей работы на сегодняшнем уроке. Что нового узнали на уроке? Какие оценки получили.

  1. Домашнее задание: § 61,62, ответить на вопросы после параграфа, заполнить таблицу. (Слайд 30)

Учитель:

Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!

Тема: Три состояния вещества

I вариант

  1. Имеют определённый объём
  2. Занимают объём всего сосуда
  3. Принимают форму сосуда
  4. Мало сжимаются
  5. Легко поддаются сжатию
  1. Увеличится в 2 раза
  2. Уменьшится в 2 раза
  3. Не изменится
  1. Твёрдое тело
  2. Жидкость
  3. Такого тела нет
  1. Только в твёрдом состоянии
  2. Только в жидком состоянии
  3. Только в газообразном
  4. Во всех трёх состояниях

Тема: Три состояния вещества

II вариант

  1. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений равновесия.
  1. Трудно сжимаются
  2. Легко сжимаются
  3. Не имеют собственной формы
  1. 3 3 . Изменится ли объём воды?
  1. Увеличится
  2. Уменьшится
  3. Не изменится
  1. Жидкость
  2. Твёрдое тело
  3. Таких тел нет
  1. Только в жидком состоянии
  2. Только в твёрдом состоянии
  3. Во всех трёх состояниях

Тема: Три состояния вещества

III вариант

  1. Трудно изменить форму
  2. Занимают весь предоставленный им объём
  3. Сохраняют постоянную форму
  4. Легко меняют форму
  5. Трудно сжимаются
  1. Увеличится в 2 раза
  2. Уменьшится в 2 раза
  3. Не изменится
  1. Жидкость
  2. Твёрдое тело
  1. Только в жидком
  2. Только в твёрдом
  3. Только в газообразном
  4. Во всех трёх состояниях

Тема: Три состояния вещества

IV вариант

  1. Имеют определённый объём
  2. Занимают объём всего сосуда
  3. Принимают форму сосуда
  4. Мало сжимаются
  5. Легко сжимаются
  1. Увеличится
  2. Уменьшится
  3. Не изменится
  1. Жидкость
  2. Твёрдое тело
  1. В каком состоянии может находиться спирт?
  1. Только в твёрдом состоянии
  2. Только в жидком состоянии
  3. Только в газообразном состоянии
  4. Во всех трёх состояниях

Предварительный просмотр:

Тема: Три состояния вещества

I вариант

  1. Как расположены молекулы в твёрдых телах и как они движутся?
  1. Молекулы расположены на расстояниях меньших размеров самих молекул и перемещаются свободно относительно друг друга.
  2. Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга (по сравнению с размерами молекул) и движутся беспорядочно.
  3. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений равновесия.
  1. Какие из приведённых ниже свойств принадлежат газам?
  1. Имеют определённый объём
  2. Занимают объём всего сосуда
  3. Принимают форму сосуда
  4. Мало сжимаются
  5. Легко поддаются сжатию
  1. Изменится ли объём газа, если его перекачать из сосуда вместимостью 1 литр в сосуд вместимостью 2 литра?
  1. Увеличится в 2 раза
  2. Уменьшится в 2 раза
  3. Не изменится
  1. Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга (по отношению с размерами молекул), слабо взаимодействуют между собой, движутся хаотически. Какое это тело?
  1. Твёрдое тело
  2. Жидкость
  3. Такого тела нет
  1. В каком состоянии может находиться сталь?
  1. Только в твёрдом состоянии
  2. Только в жидком состоянии
  3. Только в газообразном
  4. Во всех трёх состояниях

Тема: Три состояния вещества

II вариант

  1. Как расположены молекулы жидкостей и как они движутся?
  1. Молекулы расположены на расстояниях, соизмеримых с размерами самих молекул, и перемещаются свободно относительно друг друга.
  2. Молекулы расположены на больших расстояниях (по сравнению с размерами молекул) друг от друга и движутся беспорядочно.
  3. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений равновесия.
  1. Какие из приведённых свойств принадлежат газам?
  1. Занимают весь предоставленный им объём
  2. Трудно сжимаются
  3. Имеют кристаллическое строение
  4. Легко сжимаются
  5. Не имеют собственной формы
  1. В мензурке находится вода объёмом 100 см 3 . Её переливают в стакан вместимостью 200 см 3 . Изменится ли объём воды?
  1. Увеличится
  2. Уменьшится
  3. Не изменится
  1. Молекулы плотно упакованы, сильно притягиваются друг к другу, каждая молекула колеблется около определённого положения. Какое это тело?
  1. Жидкость
  2. Твёрдое тело
  3. Таких тел нет
  1. В каком состоянии может находиться вода?
  1. Только в жидком состоянии
  2. Только в газообразном состоянии
  3. Только в твёрдом состоянии
  4. Во всех трёх состояниях

Тема: Три состояния вещества

III вариант

  1. Как расположены молекулы газов и как они движутся?
  1. Молекулы расположены на расстояниях, меньших размеров самих молекул, и перемещаются свободно относительно друг друга.
  2. Молекулы расположены на расстояниях, во много раз больше размеров самих молекул, и движутся беспорядочно.
  3. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений.
  1. Какие из приведённых свойств принадлежат твёрдым телам?
  1. Трудно изменить форму
  2. Занимают весь предоставленный им объём
  3. Сохраняют постоянную форму
  4. Легко меняют форму
  5. Трудно сжимаются
  1. Изменится ли объём газа, если его перекачать из баллона вместимостью 20 литров в баллон вместимость.40 литров?
  1. Увеличится в 2 раза
  2. Уменьшится в 2 раза
  3. Не изменится
  1. Есть ли такое вещество, у которого молекулы расположены на больших расстояниях, сильно притягиваются друг к другу и колеблются около определённых положений?
  1. Жидкость
  2. Твёрдое тело
  3. Такого вещества не существует
  1. В каком состоянии может находиться ртуть?
  1. Только в жидком
  2. Только в твёрдом
  3. Только в газообразном
  4. Во всех трёх состояниях

Тема: Три состояния вещества

IV вариант

  1. Ниже указано поведение молекул в твёрдых, жидких и газообразных телах. Что является общим для жидкостей и газов?
  1. То, что молекулы расположены на расстояниях меньших размеров самих молекул и движутся свободно относительно друг друга
  2. То, что молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга и движутся беспорядочно
  3. То, что молекулы движутся беспорядочно друг относительно друга
  4. То, что молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений
  1. Какие из указанных свойств принадлежат твёрдым телам?
  1. Имеют определённый объём
  2. Занимают объём всего сосуда
  3. Принимают форму сосуда
  4. Мало сжимаются
  5. Легко сжимаются
  1. В бутылке находится вода объёмом 0,5 литра. Её переливают в колбу вместимостью 1 литр. Изменится ли объём воды?
  1. Увеличится
  2. Уменьшится
  3. Не изменится
  1. Молекулы расположены так, что расстояние между ними меньше размеров самих молекул. Они сильно притягиваются друг к другу и перемещаются с места на место. Какое это тело?

    I - 3

    II- 2, 5

    III- 1

    IV- 1

    V- 4

    II вариант

    I- 1

    II- 1, 4, 5

    III- 3

    IV- 3

    V- 4

    III вариант

    I- 2

    II- 1, 3, 5

    III- 1

    IV- 4

    V- 4

    IV вариант

    I- 3

    II- 1, 4

    III- 3

    IV- 2

    Тема: Три состояния вещества

    I вариант

    I. Как расположены молекулы в твёрдых телах и как они движутся?

    Молекулы расположены на расстояниях меньших размеров самих молекул и перемещаются свободно относительно друг друга. Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга (по сравнению с размерами молекул) и движутся беспорядочно. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений равновесия.

    II. Какие из приведённых ниже свойств принадлежат газам?

    Имеют определённый объём Занимают объём всего сосуда Принимают форму сосуда Мало сжимаются Легко поддаются сжатию

    III. Изменится ли объём газа, если его перекачать из сосуда вместимостью 1 литр в сосуд вместимостью 2 литра?

    IV. Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга (по отношению с размерами молекул), слабо взаимодействуют между собой, движутся хаотически. Какое это тело?

    Газ Твёрдое тело Жидкость Такого тела нет

    V. В каком состоянии может находиться сталь?

    Только в твёрдом состоянии Только в жидком состоянии Только в газообразном Во всех трёх состояниях

    Тема: Три состояния вещества

    II вариант

    I. Как расположены молекулы жидкостей и как они движутся?

    Молекулы расположены на расстояниях, соизмеримых с размерами самих молекул, и перемещаются свободно относительно друг друга. Молекулы расположены на больших расстояниях (по сравнению с размерами молекул) друг от друга и движутся беспорядочно. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений равновесия.

    II. Какие из приведённых свойств принадлежат газам?

    Занимают весь предоставленный им объём Трудно сжимаются Имеют кристаллическое строение Легко сжимаются Не имеют собственной формы

    III. В мензурке находится вода объёмом 100 см3. Её переливают в стакан вместимостью 200 см3. Изменится ли объём воды?

    IV. Молекулы плотно упакованы, сильно притягиваются друг к другу, каждая молекула колеблется около определённого положения. Какое это тело?

    Газ Жидкость Твёрдое тело Таких тел нет

    V. В каком состоянии может находиться вода?

    Только в жидком состоянии Только в газообразном состоянии Только в твёрдом состоянии Во всех трёх состояниях

    Тема: Три состояния вещества

    III вариант

    I. Как расположены молекулы газов и как они движутся?

    Молекулы расположены на расстояниях, меньших размеров самих молекул, и перемещаются свободно относительно друг друга. Молекулы расположены на расстояниях, во много раз больше размеров самих молекул, и движутся беспорядочно. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений.

    II. Какие из приведённых свойств принадлежат твёрдым телам?

    Трудно изменить форму Занимают весь предоставленный им объём Сохраняют постоянную форму Легко меняют форму Трудно сжимаются

    III. Изменится ли объём газа, если его перекачать из баллона вместимостью 20 литров в баллон вместимость.40 литров?

    Увеличится в 2 раза Уменьшится в 2 раза Не изменится

    IV. Есть ли такое вещество, у которого молекулы расположены на больших расстояниях, сильно притягиваются друг к другу и колеблются около определённых положений?

    Газ Жидкость Твёрдое тело Такого вещества не существует

    V. В каком состоянии может находиться ртуть?

    Только в жидком Только в твёрдом Только в газообразном Во всех трёх состояниях

    Тема: Три состояния вещества

    IV вариант

    I. Ниже указано поведение молекул в твёрдых, жидких и газообразных телах. Что является общим для жидкостей и газов?

    То, что молекулы расположены на расстояниях меньших размеров самих молекул и движутся свободно относительно друг друга То, что молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга и движутся беспорядочно То, что молекулы движутся беспорядочно друг относительно друга То, что молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений

    II. Какие из указанных свойств принадлежат твёрдым телам?

    Имеют определённый объём Занимают объём всего сосуда Принимают форму сосуда Мало сжимаются Легко сжимаются

    III. В бутылке находится вода объёмом 0,5 литра. Её переливают в колбу вместимостью 1 литр. Изменится ли объём воды?

    Увеличится Уменьшится Не изменится

    IV. Молекулы расположены так, что расстояние между ними меньше размеров самих молекул. Они сильно притягиваются друг к другу и перемещаются с места на место. Какое это тело?

    Газ Жидкость Твёрдое тело

    V. В каком состоянии может находиться спирт?

    Только в твёрдом состоянии Только в жидком состоянии Только в газообразном состоянии Во всех трёх состояниях

    Ответы к тестам

    I вариант

    II - 2 , 5

    II вариант

    II - 1, 4, 5

    III вариант

    II - 1, 3, 5

    IV вариант

    II - 1, 4


    I часть

    Что такое диффузия?
    1. Явление проникновения молекул одного вещества между молекулами другого.
    2. Явление, при котором вещества смешиваются друг с другом.
    3. Явление, при котором вещества сами собой смешиваются друг с другом.
    Какой важный вывод можно сделать из явления диффузии о строении вещества?
    1. Молекулы всех веществ неподвижны.
    2. Молекулы всех веществ непрерывно движутся.
    3. Все тела состоят из мельчайших частиц.
    Для того чтобы свежие огурцы быстрее засолились, их заливают горячим рассолом.
    Почему засолка огурцов в горячем рассоле протекает быстрее?
    1. Быстро растворяется соль.
    2. Расстояние между молекулами клетчатки огурцов становится больше,
    и сам процесс протекает быстрее?
    3. Скорость движения молекул увеличивается, и диффузия протекает быстрее.
    Молекулы расположены на больших расстояниях друг относительно друга
    (по сравнению с размерами молекул), слабо взаимодействуют между собой, движутся хаотически. Какое это тело?
    1. Газ.
    2. Твердое тело.
    3. Жидкость.
    Молекулы плотно упакованы, сильно притягиваются друг к другу, и каждая колеблется около определенной точки. Какое это тело?
    1. Газ.
    2. Жидкость.
    3. Твердое тело.
    В каком состоянии может находиться кислород: в твердом, жидком или газообразном?
    1. Только в жидком состоянии.
    2. Только в твердом состоянии.
    3. Только в газообразном состоянии.
    4. Во всех трех состояниях.

    II часть

    Из каких частиц состоит молекула воды?

    В стеклянную трубку наливают до по¬ловины воды и затем осторожно доли¬вают спирт.
    Измерив уровень спирта, перемешивают его с водой. При этом оказывается,
    что объем получив¬шейся смеси меньше суммы взятых объемов жидкостей.
    Почему?

    Для того чтобы улучшить прочность некоторых стальных деталей, их поверхность пропитывают хромом. (Этот процесс называют хромированием.) При хромировании деталь помещают в порошок хрома и нагревают до тем¬пературы 1000 °С. Через 10-15 ч верхний слой стали пропитывается хромом. Какое при этом используется физическое явление?
    Для какой цели нагревают стальные детали и хромовый порошок?

    Изменится ли объем газа, если его перекачать из сосуда вместимостью 1 л в сосуд вместимостью 2 л?

    В мензурке находится вода объемом 100 см3. Ее переливают в стакан вместимостью 200 см3.
    Изменится ли объем воды?

    Опишите опыты, с помощью которого можно доказать, что любое вещество состоит из мельчайших частиц - молекул.

    Приведите примеры опытов, доказывающих, что моле¬кулы вещества находятся в непрерывном хаотическом дви¬жении и между молекулами существуют промежутки.

    Детский резиновый шар, наполненный водородом, через несколько часов
    становится слабо надутым. Почему?

    Если рассматривать в микроскоп каплю сильно раз¬бавленного молока, то можно видеть,
    что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся. Объяс¬ните это явление.

    Объясните, почему газы не имеют собственной формы и постоянного объема.

    Тест по теме «Три состояния вещества». 7 класс. 1 вариант. 1. Какие из приведённых свойств не принадлежат жидкостям? А. Имеют определённый объём. Б. Занимают объём всего сосуда. В. Принимают форму сосуда. Г. Мало сжимаются. 2. Изменится ли объём газа, если его перекачать из сосуда вместимостью 1 л в сосуд вместимостью 2 л? А. Увеличится в 2 раза. Б. Уменьшится в 2 раза. В. Не изменится. 3. Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга, слабо взаимодействуют между собой, движутся хаотически. Какое это тело? А. Газ. Б. Твердое тело. В. Жидкость. Г. Такого тела нет. 4. В каких телах молекулы колеблются около положения равновесия? А. В твёрдых Б. В жидких В. В газообразных. Г. Во всех трех состояниях. 5. В каких телах диффузия происходит быстрее? А. Одинаково во всех телах. Б. В твердых телах. В. В жидкостях. Г. В газах. Тест по теме «Три состояния вещества». 7 класс. 2 вариант. 1. Какие из приведённых свойств не принадлежат газам? А. Занимают весь предоставленный объём. Б. Трудно сжимаются. В. Легко сжимаются. Г. Не имеют собственной формы. 2. В мензурке находится вода объёмом 100 см3. Её переливают в стакан вместимостью 200 см3. Изменится ли объём воды? А. Увеличится в 2 раза. Б. Уменьшится в 2 раза. В. Не изменится. 3. Молекулы плотно упакованы, сильно притягиваются друг к другу, и каждая молекула колеблется около определённой точки. Какое это тело? А. Газ. Б. Твердое тело. В. Жидкость. Г. Такого тела нет. 4. Почему жидкости не имеют формы? А. Молекулы жидкости слабо взаимодействуют друг с другом Б. Молекулы жидкости способны перемещаться с места на место В. Молекулы жидкости не имеют формы Г. Молекулы жидкости двигаются хаотично 5. Молекулы притягиваются друг к другу. Но почему между ними существуют промежутки? А. Они движутся. Б. Очень слабо притягиваются друг к другу. В. При большом сближении отталкиваются друг от друга. Тест по теме «Три состояния вещества». 7 класс. 1 вариант. 1. Какие из приведённых свойств не принадлежат жидкостям? А. Имеют определённый объём. Б. Занимают объём всего сосуда. В. Принимают форму сосуда. Г. Мало сжимаются. 2. Изменится ли объём газа, если его перекачать из сосуда вместимостью 1 л в сосуд вместимостью 2 л? А. Увеличится в 2 раза. Б. Уменьшится в 2 раза. В. Не изменится. 3. Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга, слабо взаимодействуют между собой, движутся хаотически. Какое это тело? А. Газ. Б. Твердое тело. В. Жидкость. Г. Такого тела нет. 4. В каких телах молекулы колеблются около положения равновесия? А. В твёрдых Б. В жидких В. В газообразных. Г. Во всех трех состояниях. 5. В каких телах диффузия происходит быстрее? А. Одинаково во всех телах. Б. В твердых телах. В. В жидкостях. Г. В газах. Тест по теме «Три состояния вещества». 7 класс. 2 вариант. 1. Какие из приведённых свойств не принадлежат газам? А. Занимают весь предоставленный объём. Б. Трудно сжимаются. В. Легко сжимаются. Г. Не имеют собственной формы. 2. В мензурке находится вода объёмом 100 см3. Её переливают в стакан вместимостью 200 см3. Изменится ли объём воды? А. Увеличится в 2 раза. Б. Уменьшится в 2 раза. В. Не изменится. 3. Молекулы плотно упакованы, сильно притягиваются друг к другу, и каждая молекула колеблется около определённой точки. Какое это тело? А. Газ. Б. Твердое тело. В. Жидкость. Г. Такого тела нет. 4. Почему жидкости не имеют формы? А. Молекулы жидкости слабо взаимодействуют друг с другом Б. Молекулы жидкости способны перемещаться с места на место В. Молекулы жидкости не имеют формы Г. Молекулы жидкости двигаются хаотично 5. Молекулы притягиваются друг к другу. Но почему между ними существуют промежутки? А. Они движутся. Б. Очень слабо притягиваются друг к другу. В. При большом сближении отталкиваются друг от друга. Тест по теме «Три состояния вещества». 7 класс. 1 вариант. 1. Какие из приведённых свойств не принадлежат жидкостям? А. Имеют определённый объём. Б. Занимают объём всего сосуда. В. Принимают форму сосуда. Г. Мало сжимаются. 2. Изменится ли объём газа, если его перекачать из сосуда вместимостью 1 л в сосуд вместимостью 2 л? А. Увеличится в 2 раза. Б. Уменьшится в 2 раза. В. Не изменится. 3. Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга, слабо взаимодействуют между собой, движутся хаотически. Какое это тело? А. Газ. Б. Твердое тело. В. Жидкость. Г. Такого тела нет. 4. В каких телах молекулы колеблются около положения равновесия? А. В твёрдых Б. В жидких В. В газообразных. Г. Во всех трех состояниях. 5. В каких телах диффузия происходит быстрее? А. Одинаково во всех телах. Б. В твердых телах. В. В жидкостях. Г. В газах. Тест по теме «Три состояния вещества». 7 класс. 2 вариант. 1. Какие из приведённых свойств не принадлежат газам? А. Занимают весь предоставленный объём. Б. Трудно сжимаются. В. Легко сжимаются. Г. Не имеют собственной формы. 2. В мензурке находится вода объёмом 100 см3. Её переливают в стакан вместимостью 200 см3. Изменится ли объём воды? А. Увеличится в 2 раза. Б. Уменьшится в 2 раза. В. Не изменится. 3. Молекулы плотно упакованы, сильно притягиваются друг к другу, и каждая молекула колеблется около определённой точки. Какое это тело? А. Газ. Б. Твердое тело. В. Жидкость. Г. Такого тела нет. 4. Почему жидкости не имеют формы? А. Молекулы жидкости слабо взаимодействуют друг с другом Б. Молекулы жидкости способны перемещаться с места на место В. Молекулы жидкости не имеют формы Г. Молекулы жидкости двигаются хаотично 5. Молекулы притягиваются друг к другу. Но почему между ними существуют промежутки? А. Они движутся. Б. Очень слабо притягиваются друг к другу. В. При большом сближении отталкиваются друг от друга.

    А так ли хорошо знаете вы, насколько малы молекулы? // Квант. - 1988. - № 10. - C.32-33.

    По специальной договоренности с редколлегией и редакцией журнала "Квант"

    Начала вещей недоступны для глаза...
    Лукреций Кар
    ...вследствие малости частичек вещества движение скрывается от взоров.
    М. В. Ломоносов

    Вот несколько штрихов к обобщенному портрету молекул.

    Они так малы, что если бы у каждого человека на земном шаре потребовать по миллиарду молекул, то набралось бы всего несколько миллиардных долей грамма...

    Их так много, что если вылить а Мировой океан стакан воды с «помеченными» молекулами, то через длительное время а том же стакане с зачерпнутой из океана водой окажется не менее 200 «меченых»...

    Им так «тесно», что при обычных условиях каждая молекула газа испытывает до 10 миллиардов столкновений в секунду со своими соседками...

    Они так быстры, что молекула газа поднялась бы, не сталкиваясь, на высоту около 5 километров, прежде чем сила тяжести остановила бы ее...

    Однако, несмотря на такую малость и «юркость», молекулы очень многим «выдают» себя. Надеемся, решение предложенных задач не позволит молекулам ускользнуть от вашего вооруженного знаниями взора.

    Вопросы и задачи

    1. Почему объем раствора спирта в воде меньше объемов воды и спирта, взятых по отдельности?
    2. Отчего сильно надутый и плотно завязанный резиновый шарик окажется через несколько дней «сдутым»?
    3. Если по микропористой трубе, окруженной герметическим резервуаром, из которого откачан воздух, пропускать смесь газов, то в резервуаре будет накапливаться газ с большим, чем в трубе, относительным содержанием «легких» молекул. Как это объяснить?
    4. Водород имеет три изотопа с массовыми числами 1, 2 и 3. Ионы какого из этих изотопов медленнее других продвигаются к катоду при электролизе воды?
    5. Стеклянную пластинку покрывают с одной стороны (В ) слоем меди и подвешивают на нити, как показано на рисунке. В воздухе пластинка неподвижна, а в хлоре поворачивается на некоторый угол омедненной стороной «вперед». Объяснить явление, учитывая, что молекулы хлора поглощаются медью, а стеклом отражаются.

    6. Чтобы «приварить» один кусок железа к другому, нагревают оба куска добела в пламени горна, накладывают один на другой на наковальне и обрабатывают сильными ударами кузнечного молота. Почему в этом случае получается прочное соединение?
    7. На равноплечих весах установлены два одинаковых сосуда. Один заполнен сухим воздухом, другой - влажным, имеющим такие же давление и температуру, что и сухой. Какой из этих сосудов тяжелее?

    8. В каких слоях атмосферы воздух ближе к идеальному газу: у поверхности Земли или на больших высотах?
    9. Магнитное поле в камерах Вильсона - Скобельцына однородно. Почему же трек частицы имеет в них непостоянный (постепенно уменьшающийся) радиус кривизны?

      Микроопыт

      Доведите воду в чайнике до кипения и выключите газовую горелку. Почему из чайника сразу же вырывается сильная струя пара, хотя до этого пара не было видно?

      Любопытно, что…

      В долине реки Теннесси (США) был воздвигнут гигантский завод по разделению изотопов, где два урановых газа (уран-238 и уран-235) непрерывно циркулировали через пористые камеры, в которых более легкий газ диффундировал быстрее, в результате чего газовая смесь постоянно обогащалась легким изотопом урана.

      В газопылевых облаках межзвездной среды были обнаружены не только сравнительно простые молекулы, например воды и аммиака, но и сложные органические соединения. «Выдали» их спектральные линии испускания или поглощения в диапазоне радиочастот.

      Что читать в «Кванте» о молекулах

      1. «К 175-летию закона Авогадро» - 1986, № 12, с. 12;
      2. «Силы молекулярного взаимодействия» - 1987, № 1, с. 31;
      3. «Давление газа в сосуде» - 1987, № 9. с. 41;
      4. «Из жизни молекул» - 1988, № 7. с. 46;
      5. «Абсолютная температура» - 1988, № 9, с. 60.

      Ответы

      1. В растворе молекулы воды и спирта «упакованы» плотнее за счет того, что между молекулами воды и спирта, взятыми по отдельности, существуют промежутки.
      2. Из-за разности давлений внутри шарика и снаружи молекулы воздуха «просачиваются» через оболочку шарика и давление в нем падает.
      3. Молекулы компонентов с меньшей молярной массой подвижнее более массивных молекул и поэтому чаще проходят сквозь поры трубы.
      4. Медленнее всего продвигаются ионы наиболее массивного изотопа \(~^3_1H\).
      5. Общее давление на омедненную часть пластинки примерно в два раза меньше, чем на вторую половину, из-за неупругого столкновения молекул хлора и меди.
      6. Ударами молота достигается хороший контакт привариваемых кусков. При температуре белого каления взаимная диффузия частиц происходит с большой скоростью и на большую глубину.
      7. При равных давлении и температуре в равных объемах содержится одинаковое число молей любого газа. Средняя молярная масса воздуха больше средней молярной массы смеси воздуха с водяным паром. Поэтому сосуд с влажным воздухом легче сосуда с сухим.
      8. На больших высотах, так как там воздух разрежен.
      9. Частица при столкновении с молекулами газа расходует свою кинетическую энергию на ионизацию молекул.

      Микроопыт

      Сам водяной пар невидим. При выключении газа исчезают струи нагретого воздуха, обтекавшие чайник. Выходящий из чайника водяной пар охлаждается и конденсируется. Мы наблюдаем возникающее при этом облако мельчайших капель.