Экономика индии в 19 веке. Индия в конце XIX — начале XX века. Индия - английская колония

Войны в Индии усилилось движение за достижение независимости. Партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) начала кампанию гражданского неповиновения, призывая не поддерживать военные усилия англичан. Кампания была подавлена, однако с завершением войны Индия оказалась на грани восстания. Тяготы военного времени, голод, вызванный необходимостью снабжения фронтов, истощили терпение населения. Летом 1945 г. в некоторых крупнейших городах Индии начались восстания. Они распространились на воинские части, сформированные из индийских подданных Британской монархии.

Предоставление независимости и раздел страны.

В начале 1946 г. в Индии с согласия колониальных властей были проведены выборы в законодательное собрание. Большинство получила партия ИНК, которая и сформировала временное правительство страны. В то же время те провинции и княжества Индии, где преобладало мусульманское население, отказались признать власть ИНК. Представляющая их интересы Мусульманская лига провозгласила начало борьбы за создание на территории бывшей Британской Индии исламского государства.

В 1947 г. колониальная администрация заявила о предоставлении Индии независимости. Единая прежде колония разделялась на два государства по религиозному признаку - индуистскую Индию и исламский Пакистан, которые получали статус доминионов. Княжествам и провинциям (штатам) Британской Индии следовало определиться, в состав какого из государств они войдут.

В результате миллионы человек оказались вынуждены переселяться из родных мест. Многие города стали ареной кровопролитных столкновений между сторонниками индуизма и ислама. Жертвой покушения фанатика-исламиста пал лидер освободительного движения М. Ганди. Осенью 1947 г. на территорию княжеств Джамму и Кашмир на севере Индии из Пакистана вторглись отряды племени пуштунов. На помощь княжествам, выразившим желание войти в состав Индии, пришли индийские войска. Началась индо-пакистанская война 1947-1949 гг., прекращенная после вмешательства ООН на основе компромисса - раздела Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном.

Завершающим шагом к приобретению независимости было принятие конституции 1950 г. Правящей партией, удерживавшей власть до 1977 г., стала ИНК. Ее лидером до своей смерти в 1964 г. был Дж. Неру, которого на этом посту сменила его дочь - И. Ганди.

Особенности политики модернизации.

Условия, в которых Индии предстояло решать задачи модернизации , отличались крайней сложностью. Единый хозяйственный комплекс Британской Индии был разорван. Многие важные для Индии предприятия, посевы оказались на территории Пакистана, отношения с которым оставались крайне напряженными. Сама Индия была не столько государством европейского типа, сколько целым миром, крайне неоднородным во всех отношениях. На ее территории проживали сотни народностей, каждый со своей культурой, обычаями и традициями. В состав Индии входили как штаты с демократической формой правления, так и полунезависимые княжества.

В этой ситуации ИНК проявляла большую осторожность в проведении социально-политических преобразований, пыталась преодолеть наиболее архаичные формы общественной жизни. Была ликвидирована кастовая система, уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения). Была ослаблена основа феодальных порядков: арендаторы получили право выкупа обрабатываемых ими земель, помещики лишались права собирать налоги с крестьянства. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни, системы общин с их натуральным и полунатуральным хозяйством.

Собственность бывших колониальных властей стала основой государственного сектора. Это железные дороги, энергетика, основные промышленные, военные предприятия, ирригационные сооружения. В государственном секторе установилась система пятилетних планов. В их выполнении Индия использовала техническое содействие СССР, в частности для создания собственной металлургической промышленности. В то же время те предприятия, банки, которые находились в собственности национальной буржуазии, не были национализированы.

Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала. В 1960-е гг. правительство, стремясь предотвратить развитие социального неравенства, повысить степень контроля над экономикой , национализировало крупнейшие банки, систему оптовой торговли, ввело дополнительные ограничения на максимальный размер земельных владений. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии составил в 1990-е гг. всего 4,7 к 1, что близко к показателям европейских стран с социально ориентированной экономикой.

Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительство проводило продуманную стратегию модернизации. Она сочетала государственные инвестиции в перспективные секторы экономики с протекционистской политикой. Для национального и иностранного капитала, если он направлялся в перспективные отрасли, продукция которых заведомо могла иметь спрос на внутренних и международных рынках, вводились особые льготы.

Итогом модернизационной политики стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. С 1960 по 1990 г. удельный вес населения, занятого в промышленности, возрос с 11% до 16% рабочей силы, в сельском хозяйстве сократился с 74% до 64%. В Индии выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия, ракетной техники, стала третьей страной мира, после США и Японии, создавшей усовершенствованные компьютеры, позволяющие моделировать процессы, происходящие при ядерных взрывах.

Передовые технологии в городах соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя сложились отдельные центры современного типа аграрного производства), сочетаются с положением, когда до трети взрослого населения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать.

Как это ни парадоксально, именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный пока «средний класс», обеспечивает в Индии социально-политическую стабильность. Еще не охваченное стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствующееся стабильностью, традиционно консервативное крестьянство на выборах постоянно поддерживает ту партию или лидера, к которому оно привыкло. Показательно, что партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) потеряла власть, проиграв выборы 1977 г. после того, как ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. В 1976 г. для женщин возраст вступления в брак был повышен с 15 до 18 лет, началась кампания за добровольную стерилизацию мужчин. Сельские избиратели расценили подобные меры как покушение на устои жизни, хотя с точки зрения правительства подобные меры были необходимы.

В результате проведенной «зеленой революции» - использования новых сортов зерна, электрификации, внедрению современной техники земледелия, в середине 1970-х гг. Индия впервые смогла обеспечить себя продовольствием. Однако в условиях, когда численность населения Индии приближается к 1 млрд. человек, темпы его роста угрожают превысить возможности увеличения производства продовольствия. Тем не менее, в период 1980-90-х гг. среднегодовой прирост производства ВНП в Индии на душу населения составлял около 3,2% .

В 1990-е гг. в условиях укрепившейся экономики правительство стало принимать меры для поддержки частнопредпринимательской деятельности, частичной либерализации внешней торговли, привлечения капиталов из-за рубежа.

Внешняя политика Индии.

В годы «холодной войны » Индия придерживалась политики неприсоединения, была одним из основателей этого движения. Тем не менее, у Индии сохраняются напряженные отношения с Пакистаном из-за спорных приграничных территорий.

В 1965 г. между Индией и Пакистаном вспыхнули боевые действия в пустынных районах, где граница не была демаркирована (проведена на местности). Одновременно началась война из-за Кашмира, которая прекратилась в 1966 г. При посредничестве СССР стороны договорились отвести войска на исходные позиции.

В 1971 г. причиной очередной войны между Индией и Пакистаном стал кризис в Восточном Пакистане. Начавшееся восстание в этой густонаселенной и одной из самых бедных в мире провинций вызвало приток многомиллионных потоков беженцев в Индию. За ним последовал воен-ный конфликт. Индийские войска заняли территорию Восточного Пакистана, который стал независимым государством Бангладеш. Вслед за этим были прекращены военные действия и на западных границах Индии.

Власть в стране перешла от армии к гражданской администрации. Пакистан вышел из военного союза с США и Be1 ликобританией, нормализовал отношения с Индией. Но в 1977 г. в Пакистане вновь пришел к власти военный режим, возобновивший противостояние с Индией.

В рамках этого противостояния получило развитие сотрудничество Пакистана с Китаем, у которого также существует территориальный спор с Индией по прохождению границы в Гималаях.

С 1998 г. индопакистанское противостояние стало ядерным. И Индия, и Пакистан провели испытания ядерного оружия, став ядерными державами.

К рубежу XXI века Индия приходит с бесспорными достижениями и сложными проблемами. По своим ресурсам, уровню технологического развития Индия, наряду с Китаем, имеет все шансы стать одной из сверхдержав будущего столетия. В то же время перед Индией стоят крайне сложные проблемы.

Стала проявляться неравномерность в развитии штатов Индии, усилились сепаратистские движения, наметился рост межэтнических, религиозных конфликтов. По абсолютному объему ВВП (324 млрд. долл.) к концу 1990-х гг. Индия приблизилась к показателям России. Однако по производству ВВП на душу населения (около 340 долл.) Индия относится к группе наименее развитых стран мира, уступая России примерно в 7 раз, США - в 80 раз.

Вопросы и задания

1. Объясните причины обострения борьбы за независимость Индии после второй мировой войны. К каким итогам она привела?
2. Выявите основные направления модернизации независимой Индии. Чем этот процесс отличался от развития других стран Азии?
3. Охарактеризуйте основные направления и особенности внешней политики Индии. Какую роль в ней играли и играют отношения с СССР, с Россией?
4. Подумайте, какие факторы дают основания считать, что Индия имеет большие перспективы развития в XXI веке?

Загладин Н.В., Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 7 класса. - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - PC», 1999. - 352 с: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Страница 1 из 2

Индия (India) - государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана, в 19 веке - английская колония.

Прологом английских завоеваний в Индии в 19 веке явилась борьба индийцев против французов с 1740-х годов. В результате Семилетней войны (1756-1763 гг.) Ост-Индская компания превратилась из торговой державы в военную и территориальную. Война заложила основы Британской империи на Востоке.

Английская Ост-Индская компания использовала два основных способа грабежа Индии: право дивани (финансовое управление и сбора налогов в Бенгалии) и монополию на продажу соли. Английская торгово-промышленная буржуазия стремилась оспорить у компании право на ограбление Индии.

Ост-Индская компания

Первым шагом в этом направлении стал учрежденный в Индии пост генерал-губернатора (1773 г.), вторым - закон британского парламента об управлении «территориями» компании, по которому оно передавалось специальному Контрольному совету, назначаемому королем. На место индийских властей в округа были посланы англ. коллекторы (сборщики налогов), которые сосредоточили в своих руках административную, налоговую, полицейскую и судебную власть по налоговым делам. Учреждались уголовные и гражданские суды во главе с английскими судьями. В каждой из 3 провинций - Бенгальской, Бомбейской и Мадрасской - Ост-Индская компания создала мощный аппарат насилия: сипайскую армию и полицию, с помощью которых началось завоевание Индии.

Введенная система налогов привела к полному разорению Бенгалии в кон. 18 века, поступления в английскую казну практически прекратились, росла хозяйственная разруха, участились восстания индийских крестьян. Поэтому в 1793 г. был издан указ о введении в Бенгалии постоянного обложения земли: представители старой феодальной знати (заминдары) получили права собственников на условиях уплаты ими земельного налога (его сумма равнялась долгу во время издания закона и фиксировалась навечно). Все наследственные права крестьян (райатов) на землю были конфискованы в пользу заминдаров; они имели право лишь на долю урожая, которая оставалась после уплаты ренты собственнику земли-заминдару. Последние могли конфисковать имущество крестьян (в случае недоимок) и посадить их в тюрьму.

В результате роста английской промышленности в начале 19 века и потребностей в рынках сбыта и сырье парламент лишил в 1813 г. Ост-Индскую компанию права торговой монополии с Индией. В результате ввоз в Индию английских товаров, особенно фабричной пряжи, стал быстро увеличиваться.

В 1833 г. введен полный запрет торговли Ост-Индской компании в Индии, закрыты все ее агентства и склады. В этом же году был создан совещательный орган при генерал-губернаторе из английских чиновников для разработки проектов законов; последние стали обязательными для исполнения губернаторами провинций. Содержание административного и судебного аппарата было удешевлено за счет привлечения на низкооплачиваемые должности самих индийцев.

В Индии стали создаваться чайные и кофейные плантации с использованием труда рабочих (по сути это был рабский труд). В 1830-е гг. была снижена норма земельного налога; удлинялся срок налогового периода с 1-5 до 30 лет; налог стал исчисляться не с урожая, а в зависимости от количества и качества земли.

Народное восстание в Индии

В результате новой политики в 1830-1850-е годы экспорт сельскохозяйственных товаров вырос в 2 раза. Однако национальное угнетение и колониальная эксплуатация вызывали постоянные народные волнения, которые иногда переходили в восстания. В 1-й пол. 19 века наиболее крупным из них было восстание племени санталов (1855-1857 гг.), Зоровшихся против конфискации земли властями и ее продажи бенгальским заминдарам. После присоединения к владениям Ост-Индской компании Пенджаба (1849 г.) и аннексии княжества Ауд (1856 г.) вся территория Индии была завоевана англичанами.

В 1830-е годы развернула политическую активность индийская интеллигенция. В Бенгалии возникли общественно-политические организации, наиболее значительной из которых стада Ассоциация Британской Индии (защищала интересы заминдаров, выступала за снижение земельного залога, экономическое и культурное развитие страны). Они критиковали отдельные стороны колониального управления, но проявляли лояльность к английской власти и в ходе восстания 1857-1859 годах оказались на ее стороне. Восстание началось в 3 сипайских войсках недалеко от Дели. После захвата столицы, дворца Бахадур-шаха последний под давлением восставших подписал прокламацию, призывавшую население страны к борьбе против англичан. В течение мая-начала июня 1857 г. была занята значительная территория. Бенгальская армия в Пенджабе была разоружена командованием, но мадрасская и бомбейская сохранили верность английским властям. Образовалось несколько центров национально-освободительной борьбы: Дели с прилегавшими районами, Канпур и территория Ауда. Главнокомандующим делийскими войсками стал сын Бахадур-шаха Мирза Могол, призывавший к священной войне против англичан во имя спасения веры.

В Дели была создана административная палата, ведавшая военными вопросами, административными и судебными делами. Бахадур-шах как глава государства мог отклонять решения палаты и возвращать их на пересмотр. Палата, отражавшая интересы сипаев, для вовлечения в освободительную войну большого количества крестьян и ремесленников обещала наградить каждого бойца небольшим земельным участком; она ввела твердые цены на предметы потребления для облегчения положения городских низов. Но могольские принцы стали тайно вести переговоры с англичанами; поэтому многие сипаи, потеряв веру в успех, ушли из города. В сентябре 1857 года англичане захватили Дели. Неудачей окончилась борьба в Канпуре и Ауде; все основные центры сосредоточения сипайских войск были потеряны. Народное восстание потерпело поражение.

ИНДИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в.

Социально–политическая ситуация

На рубеже XIX и XX вв. Британская колониальная империя в Индии (юридически – Индийская империя), включавшая нынешние Республику Индия, Исламскую Республику Пакистан и Народную Республику Бангладеш, располагалась на территории более 4,2 млн. кв. км с населением 283 млн. человек (для сравнения: площадь Великобритании составляла 240 тыс. кв. км, население – 38 млн. человек).

В начале XX в. Индия была отсталой страной. Она подошла к этому времени с тяжким грузом огромных социально-экономических проблем: нищетой огромной части ее населения, продолжительными периодами голода и массовых эпидемий и даже абсолютного сокращения численности населения (1891–1901 гг. и 1911– 1921 гг.), низким уровнем продолжительности жизни (23 года). В значительной степени все это было результатом ее колониального подчинения. В Индии преобладало сельское население (около 90%). Горожане были сосредоточены преимущественно в малых городах (5 тыс. – 50 тыс.).

Хозяйственная жизнь страны во многом определялась традициями, разделением общества на касты и религии. В деревне господствовало полунатуральное хозяйство, обремененное полуфеодальными отношениями. Индийская агросфера того времени характеризовалась самими индийцами как абсолютно стагнирующая экономика. В сельском хозяйстве действовали введенные англичанами три основные системы землевладения и налогообложения. Первая – постоянное обложение (постоянное заминдарство) (Бенгалия, Бихар, Орисса, северная часть Мадрасской провинции), по которой землю в собственность получили крупные землевладельцы (заминдары) из брахманских и торговых каст. Они были обязаны платить постоянный земельный налог, который в конце XVIII в. достигал 90% ренты. Вторая – временное заминдарство, введенное во второй половине XIX в. (Соединенные провинции, Центральные провинции, Панджаб). В соответствии с ним земельный налог пересматривался каждые 20–40 лет и права на землю были предоставлены более мелким землевладельцам, преимущественно из высоких землевладельческих каст. Если в деревне земля принадлежала многим собственникам, то они как община несли не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за уплату налога. Третья система – райятвари – была введена в Мадрасской и Бомбейской провинциях, начиная с 1850-х годов. Она предоставляла право собственности мелким владельцам земли – райятам («защищенным арендаторам»). Однако многие из них сами не обрабатывали землю, а сдавали в аренду.

Большая часть сельских жителей не имела своего хозяйства. Это были в основном низшие касты и племена, находившиеся в социальном и экономическом подчинении у своих хозяев (фактически батраки или кабальные работники. Вместе с членами семей в 1901 г. их насчитывалось более 50 млн. человек). Почти все безземельные работники, арендаторы и многие мелкие собственники были должниками ростовщиков. В деревне сохранялись пережитки феодальных отношений – взимание произвольной ренты, бесплатный труд арендаторов на помещиков, сборы или поборы за пользование пустошами, пастбищами, водой из прудов, а также внеэкономическое принуждение, связанное с выполнением кастовых обязанностей, закрепленных за низшими кастами.

К началу XX в. индийская буржуазия была еще весьма слабой и немногочисленной. Многие ее группы были «встроены» в оборот английского капитала или зависели от заказов правительства. Буржуазия состояла из нескольких конфессиональных или кастовых групп – парсы, марвари (джайны), гуджаратские баниа (индусы), мусульманские бохра и ходжа. Они нередко действовали за пределами своих этноконфессиональных районов. Английский торговый и банковский капитал преобладал в промышленности, в том числе в двух главных центрах Индии – Бомбее (Мумбаи) и Калькутте (Колкате). Численный рост имущих классов к началу XX в. сопровождался созданием современных форм экономической организации – коммерческих фирм, аукционных компаний, банков, а затем фабрик и плантаций.

В промышленном производстве, в основном на мелких предприятиях, было занято около 4,5 млн. человек. Из них фабрично-заводских рабочих было около 1 млн. человек. Для их положения были характерны тяжелый, преимущественно ручной труд по 12 и более часов в день, низкая заработная плата, зависимость от подрядчиков по найму (джобберов). Кастовая и конфессиональная разобщенность рабочих препятствовала их консолидации. В своем большинстве они были выходцами из деревень и в городе проживали в трущобах, без семей. После нескольких лет изнурительного труда они возвращались в деревню. Им на замену приходили сыновья. Такой цикл повторялся из поколения в поколение.

В Индии к тому времени было 6% грамотных (18 млн. человек). Из них около 500 тыс. лиц получили образование на английском языке, в основном среднее. Нарождавшийся современный средний класс в начале XX в. был представлен торговцами, чиновниками в государственном аппарате (торгово-конторскими и банковскими работниками), служащими английских компаний, муниципальных учреждений, учителями школ и преподавателями колледжей, медицинскими работниками, адвокатами, судьями в местных судах (все, как правило, на низких должностях). В Индии традиционно умственный труд противопоставлялся физическому, что находило отражение в кастовом составе служащих. Большую часть работников умственного труда составляли выходцы из высших каст, значительное число которых имело английское образование. После восстания 1857–1859 гг. англичане учли, что получившие такое образование индийцы, как правило, не поддерживали восставших и сделали ставку на привлечение индийцев из высших каст на государственную службу. В Индии стала создаваться сеть учебных заведений с преподаванием на английском языке. В 1858 г. были открыты сразу три университета – в Калькутте, Бомбее и Мадрасе. К этому же времени относится появление национальной печати и профессионально-деловых объединений.

Административная система Индийской империи имела атрибуты суверенного государства – правительство, армию, государственный аппарат, финансовые органы. Однако управление осуществлялось из Лондона министром по делам Индии и Бирмы в английском правительстве. Оно же назначало генерал-губернатора Индии, который имел почти неограниченную власть и как представитель короля-императора Великобритании, носил титул вице-короля. Корпус чиновников формировался почти целиком из англичан, которые сдавали экзамены в Индийскую гражданскую службу (ИГС). Число индийцев в ИГС к началу XX в. было незначительным. При вице-короле и губернаторах провинций имелись законодательные советы из назначенных властью лиц и располагавшие только совещательными функциями.

Индийская империя состояла из Британской Индии, в состав которой входили провинции во главе с губернаторами и лейтенант-губернаторами (Бенгалия, Бомбей, Мадрас, Бихар-Орисса, Соединенные провинции, Центральные провинции, Панджаб), а также провинции, возглавляемые комиссарами (Северо-Западная пограничная провинция (СЗПП), Белуджистан и Ассам). Центр и юг страны, а также крайний север занимали 562 княжества (около половины территории всей Индии с населением около 25% всего населения Индийской империи). Наиболее крупные из них: Хайдарабад, Майсор, Траванкор, Кочин, Бхопал, Гвалиор, Индор, Джамму и Кашмир. Княжества имели отдельные вассальные соглашения с колониальной властью, но фактически их делами занимался Политический департамент при генерал-губернаторе, который действовал через британских резидентов, ведавших одним крупным или несколькими мелкими княжествами.

Реальную основу британского колониализма составляли экономическая эксплуатация и расовая дискриминация. Господство белого меньшинства чужеземцев с их комплексом превосходства и пренебрежением экономическими интересами огромного большинства индийцев были тем общественно-экономическим фоном, на котором развивались события в Индии. К тому же в канун XX в. голод охватил страну. От него страдали десятки миллионов человек. В довершение в то же время вспыхнула эпидемия чумы, от которой умерло более шести миллионов человек.

О бедственном положении индийского народа свидетельствовали не только индийские, но и многие иностранные исследователи. Так, американский историк Уилл Дюрант пришел к выводу, что «ужасная нищета в Индии – это обвинительный приговор ее чужеземному правительству, которое невозможно оправдать… Существует множество свидетельств того, что британское владычество в Индии является бедствием и преступлением». Это абсолютно отличается от мусульманского господства, писал Дюрант. Мусульманские захватчики пришли, чтобы остаться, и их потомки называли Индию своим домом. То, что они забирали в качестве налогов, они расходовали в Индии, развивая ее ремесла, сельское хозяйство и другие ресурсы, обогащая литературу и искусство. «Если Британия поступила бы так же, то Индия сегодня была бы процветающей страной. Но ее нынешнее ограбление стало совершенно невыносимым. Год за годом Британия разрушает один из величайших и кротких народов».

История Индии первой половины XX в. была прежде всего связана с национально-освободительной борьбой индийского народа против колониального господства Англии. Результатом этой борьбы стало завоевание независимости страны в 1947 г. Решающую роль в этой борьбе сыграл Индийский национальный конгресс (Конгресс, ИНК), при участии в ней и других политических сил.

Деятельность социально-религиозных реформаторов и просветительских обществ

Идейными предшественниками Конгресса были отдельные лица и организации, которые в XIX в. внесли свой вклад в формирование национальной идеологии и политики. Они изменялись по мере развития колониальной Индии под влиянием событий в общественной, экономической и политической жизни.

Выработка национального самосознания началась с религиозного реформаторства, основы которого заложили Раммохан Рай (1774–1833), Дайянанда Сарасвати (1824–1883), Рамакришна Парамахамса (1836–1886), Свами Вивекананда (1863–1902) и многие другие. В организационном плане эта работа сосредоточилась вокруг таких обществ, как «Брахмо самадж» (Общество [почитания] Брахмана), «Арья самадж» (Общество ариев или Общество просвещенных) и подобных им.

Основанное в 1828 г. Раммохан Раем «Брахмо самадж» было первым религиозно-реформаторским движением, которое поставило перед собой задачу ответить на вызовы европейского колониального влияния в Индии. И этим ответом стало признание важности и полезности европейской культуры и образования. «Западничество» стало модным в высших индийских кругах, что привело к отходу от некоторых традиций и обычаев индийского общества (в том числе таких, как средневековая практика самосожжения вдов на погребальном костре умершего мужа, которая была запрещена Законом о предотвращении сати в 1829 г.). По существу, речь шла о признании и ассимиляции того хорошего, что было в западной культуре, не отказываясь от основ индуизма, который нуждался в реформировании и очищении.

Последователь Раммохан Рая в «Брахмо самадж» Дебендранатх Тагор (1817–1905) продолжил работу по модернизации индуизма, освобождению его от суеверий и многобожия. Другой крупный лидер «Брахмо самадж» Кешаб Чандра Сен (1838–1884) полагал, что Запад может принести в Индию науку, а Индия – дать Западу религию и духовность. И что спасение мира состоит в гармоничном сочетании того и другого. Поиски нового соотношения индуизма с христианством привели к отходу от «Брахмо самадж» многих деятелей, у которых не было существенных связей с западной культурой и которые были глубоко укоренены в индусской традиции и религии.

Вслед за Бенгалией брахмоистское движение распространилось в Мадрасе, где в 1864 г. возникло общество «Веда самадж» (Ведическое общество). В 1867 г. в Бомбее было основано «Прартхана самадж» (Молитвенное общество), которое выступало, как и в Бенгалии, за отмену детских браков и дискриминации женщин. В него входили люди, получившие английское образование. Поэтому оно было малочисленным (102 человека в 1882 г.). Более массовой организацией было религиозно-реформаторское общество «Арья самадж» (1875 г.), насчитывавшее в 1891 г. около 40 тыс. человек.

Его основатель Дайянанда Сарасвати (1824–1883), по происхождению брахман из Гуджарата, вошел в историю Индии как первый активный проповедник реформированного индуизма. Выдвинув лозунг «Назад к ведам!», Дайянанда требовал «очищения» индуизма от всех позднейших наслоений и возврата к первоначальной простоте ведийских гимнов. Он заявлял, что жесткая кастовая система, базирующаяся на принципе рождения, а не на достоинствах человека, так же как и концепция неприкасаемости, не имели санкции в ведах и поэтому были чужды индуизму. Идеалом социального устройства общества, по мнению Дайянанды, является древнеиндийская система чатурварнья , в которой успех общества зависел от добросовестного исполнения своего предназначения каждого из его членов. В ведах, утверждал Дайянанда, нет оправдания концепции превосходства или неполноценности какой-либо из варн. По его мнению, все варны были равны. Впоследствии этой главной мыслью Дайянанды воспользовались фактически все известные высококастовые индусы-реформаторы. Его аргументы приобрели особое значение для оправдания индусского социального строя, в котором нашлось место и идее равенства.

Дайянанда рассматривал веды как единственный источник истинного знания, пытался примирить научное знание и ведийские истины. Он резко критиковал слабые стороны других религий. А его оценки основ ислама позднее использовали сторонники религиозного сепаратизма, как индусы, так и мусульмане. Создавая «Арья самадж», Дайянанда открыл путь к возможности для индуизма стать прозелитской религией. Он внедрил в практику этого общества особый обряд «шуддхи» (очищение), после проведения которого принявшие ранее иное вероисповедание ритуально очищались и возвращались в лоно индуизма. «Арья самадж» развернуло кампанию шуддхи в конце XIX в. в ответ на прозелитскую активность христианских миссионеров на Северо-Западе Индии.

Реформистское учение Дайянанды пропагандировало патриотические идеи. Поэтому в своей основе «Арья самадж» стало политическим движением, направленным против британского господства. Дайянанда первым заговорил о необходимости собственно индийского правления – свараджа. Однако он не выступал за немедленное отстранение британцев от власти в Индии. Без проведения необходимых религиозных и социальных реформ политическое подчинение индийцев Англии будет продолжаться, уверял Дайянанда, а изгнание англичан могло бы привести только к смене хозяев над индийцами. Один из руководителей «Арья самадж» заявлял: «Арья не может предпочесть господство индусов-идолопоклонников или мусульман, забивающих коров, просвещенному и толерантному правлению англичан».

Одним из наиболее известных реформаторов индуизма стал Свами Вивекананда, бенгалец из касты каястха. В отличие от своего учителя Рамакришны, который считал конечной задачей каждого человека познание бога и слияние с ним, Вивекананда помещал в центр своей системы не бога, а человека, призывал служить людям, а не догмам, подчеркивая универсализм и гуманизм вед, под которыми он подразумевал главным образом упанишады. Он стремился вооружить индийцев новой этикой силы, характерной для свободных людей. «Нам нужна религия мужества, мужественные теории. Нам нужно образование, чтобы добиться всестороннего развития».

Вивекананда считал, что неприкасаемость и социальная тирания, санкционированные «Ману-смрити», противоречили самому духу индуизма – духу терпимости. Хотя он и критиковал брахманов за их социальный консерватизм, но в целом, как подчеркивает Р.Б. Рыбаков, положительно расценивал брахманский индуизм. Так же, как и Дайянанда, Вивекананда стремился привнести в кастовую систему понятия социального равенства и гармонии. Он объявил такой идеал общественного устройства универсальным, полагая, что им может воспользоваться и Запад, который страдает от «жесткой, холодной и бессердечной конкуренции». «Закон Запада – конкуренция, наш закон – каста. Каста – это разрушение конкуренции, ее обуздание и контроль над нею, смягчение ее жестокостей, чтобы облегчить путь человеческой души через таинство жизни».

В последней трети XIX в. стали появляться просветительские организации среди сикхов. В 1873 г. в Амритсаре было основано общество «Шри гуру Сингх сабха», целью которого было распространение образования и введение панджаби в качестве языка обучения в колледже в Лахоре. В 1879 г. было создано общество «Сингх сабха», которое ставило своей задачей пропаганду образования на панджаби, издательскую деятельность, связанную с выпуском религиозной и исторической литературы сикхов. В 1892 г. при содействии этого общества был открыт колледж хальсы («чистой» общины сикхов) при университете в Амритсаре. В 1890-х годах на основе сикхских просветительских обществ были созданы первые сикхские политические организации.

Последняя треть XIX в. была отмечена появлением просветительства среди индийских мусульман, особенно в Панджабе, Бенгалии и Северо-Западных провинциях. Одной из первых просветительских организаций стало основанное в 1863 г. в Калькутте, столице Британской Индии, «Мусульманское литературное общество». Инициатором его создания был писатель и общественный деятель Абдул Латиф. Ему принадлежала идея создания колледжа по европейскому образцу для мусульманской молодежи. В 1877 г. он основал Национальную мусульманскую организацию, которая к началу 1880-х годов имела более 30 отделений в Бенгалии и других провинциях.

Деятельность подобных мусульманских организаций во многом опиралась на поддержку колониальной администрации и была направлена на европеизацию образования мусульман. Их руководители не отказывались от религиозно-общинной работы и даже противопоставляли мусульманское просветительство индусскому.

Эти первые организации оказали немалое влияние на деятельность последующих просветителей. Одним из наиболее заметных среди них был Сайид Ахмад Хан (1817–1898). Он выступал за распространение среди мусульман светского образования и расширение сферы применения языка урду. Центром его деятельности стало Переводческое общество, основанное в 1864 г., и Мусульманская конференция по просвещению (1886 г.), а также Алигархский колледж (1877 г.). В Переводческом обществе на язык урду переводились английские книги по истории, экономике, философии. В Алигархском колледже, наряду с основами исламской теологии, преподавались светские дисциплины, изучались европейская культура, английский язык и литература. Студенты в Алигархском колледже воспитывались в духе лояльности к британской короне.

Вначале Сайид Ахмад Хан выступал с позиций «единой Индии». В своей лекции в Патне в январе 1883 г. он говорил: «Индия – родина индусов и мусульман… Наше длительное пребывание в Индии изменило нашу кровь и сделало нас единым целым. Наш внешний вид стал чрезвычайно схожим, наши лица изменились настолько, что стали похожи одно на другое. Мусульмане восприняли сотни обрядов и обычаев индусов, а индусы заимствовали бесчисленное множество привычек и манер поведения мусульман. Мы настолько сблизились друг с другом, что выработали новый язык – урду, который нельзя назвать языком только индусов или только мусульман. Таким образом, – продолжал Сайид Ахман Хан, – если мы оставим в стороне вопрос веры, который является вопросом отношений между человеком и Богом, то мы – индусы и мусульмане – одна нация, так как принадлежим одной земле. Мы, индусы и мусульмане, и вся наша страна сможем добиться прогресса только на пути единства, взаимной любви и чувства товарищества. Любая жестокость, враждебность или недоброжелательство непременно приведут к разрушению нашего единства и обрекут нас на гибель». В феврале того же года в Лахоре Сайид Ахмад Хан заявил: «Под словом "нация" я подразумеваю индусов и мусульман, вместе взятых… Для меня несущественно, к какой религии они принадлежат. Но вот, что мы должны принять во внимание – это тот факт, что все мы, неважно кто – индусы или мусульмане – сыновья одной и той же земли».

«Термины индус и мусульманин , – утверждал он, – являются лишь указателями религиозной принадлежности. Фактически все общины, проживающие в Индии, представляют единый народ… Их политические интересы нельзя отделять друг от друга. Сейчас не время позволить религии стать разделительной линией между гражданами страны».

Тем не менее, исподволь развивалась другая тенденция, направленная на противопоставление индусской и мусульманской общин. Она нашла свое выражение как в изменении позиций самого Сайид Ахмад Хана, так и в организационных принципах созданного им в 1877 г. Алигархского колледжа, в котором вначале обучались как мусульмане, так и индусы. Однако довольно быстро этот колледж превратился в эксклюзивное мусульманское учебное заведение и центр мусульманской общественной мысли. Его задачей стало воспитание у студентов чувства религиозной исключительности, а также «преданности» британской власти.

В созданную Сайид Ахмад Ханом в 1888 г. Объединенную патриотическую ассоциацию входили как мусульмане, так и индусы. Однако уже в 1893 г. она прекратила свое существование. Вместо нее была образована сугубо мусульманская Англо-восточная оборонительная ассоциация Верхней Индии. Эта ассоциация выдвинула задачи защиты политических интересов мусульман, противодействия массовой агитации среди них (чтобы не привести к такому же «мятежу», который произошел в 1857 г.), поддержки действий, направленных на укрепление стабильности колониальной власти, и лояльности британскому правлению.

Сайид Ахмад Хан полагал, что в случае ухода Англии из Индии страной станут править или индусы или мусульмане. В речи 14 марта 1888 г. в Мируте он сказал: «Предположим, что всем англичанам и всей английской армии пришлось бы покинуть Индию с их пушками и другим великолепным оружием и всем иным вооружением, то кто стал бы правителем Индии? Разве возможно, чтобы при этих обстоятельствах две нации (курсив наш. – Ф.Ю., Е.Ю.) – мусульмане и индусы смогли бы сидеть на одном и том же троне и оставаться равными во власти? Совершенно ясно, что это невозможно. Необходимо, чтобы одни из них победили других и сбросили их». Таким образом, Сайид Ахмад Хан не только противопоставлял «две нации» – мусульман и индусов, но и заявлял о том, что вместе они не смогут ужиться во власти.

В своих речах в 1887–1888 гг. Сайид Ахмад Хан выступал против участия мусульман в деятельности созданного в 1885 г. Индийского национального конгресса. Он считал, что если в Индии будет установлена парламентская форма правления, как это планировал Конгресс, то интересы мусульман, как меньшинства, пострадают.

В конце XIX в. начал свою деятельность один из крупнейших лидеров мусульманского возрождения – поэт, философ и политик Мухаммад Икбал (1877–1938), который сочетал в своем творчестве духовное начало ислама со стремлением модернизировать общество. Он полагал, что мусульмане могут реконструировать и построить современное общество только на основе ислама. Икбал считал, что ислам может служить объединяющим началом в жизни мусульман, в их динамичном социальном и общинном развитии. Он пытался соединить материальное и духовное начала, выступал против западной секулярной идеологии. Икбал писал: «Ни один народ не может позволить себе отвергнуть полностью свое прошлое, поскольку именно прошлое определяет его личную идентичность».

Заметным общественно-политическим явлением конца XIX – начала XX в. были небрахманские и антибрахманские движения, охватившие многие районы Индии. В них участвовали практически все касты, кроме брахманов, и нередко они были направлены против брахманов, как главных идеологов кастовой системы и эксплуататоров остальных, особенно низших, каст.

Корни проблем межкастовых отношений уходят в традиционную иерархическую структуру индусской общины. Каждый индус рождается в соответствующей касте. В свою очередь, каждая каста входит в варновую систему, состоящую из четырех варн, или социальных общностей. В отличие от касты, варна – понятие сакральное. Наверху этой социальной пирамиды располагались брахманы – священники, наставники, советники правителей, учителя. Им возбранялся физический труд. Брахман считался воплощением бога на земле, все были обязаны ему прислуживать.

Ниже брахманов были кшатрии, отвечавшие за управление государственными делами, военное дело, защиту подданных, соблюдение ими обычаев своей касты. Еще ниже находились вайшьи – торговцы и ростовщики. Эти три варны еще назывались «дваждырожденными». Мальчики из этих варн были допущены к обучению сакральному знанию на санскрите, а обряд упанаяна давал им второе рождение. Четвертая варна – шудры – таких прав не имела. Шудры были обязаны служить «дваждырожденным», обрабатывать землю, но не владеть ею. За пределами этой четырехварновой системы находились неприкасаемые. Представители всех четырех варн считались «чистыми», представители неприкасаемых – «нечистыми», ритуально оскверняющими всех остальных индусов, особенно брахманов и кшатриев. Эта социальная организация индийского общества, возникшая в первом тысячелетии до н.э. была сугубо иерархической, что выражалось в неравноправии сначала варн, а впоследствии и каст. В отличие от общеиндийских варн, касты имели местный характер.

Каста – это эндогамная группа родственников, верящих в происхождение от одного предка. Члены касты могут вступать в брак только между собой. Основой касты является семья. Семья входит в состав рода, который считается экзогамным. Это значит, что вступать в брак могут только члены разных родов. Поскольку каста – закрытая группа, то чтобы быть ее членом, надо в ней родиться. Родство лежало в основе сплоченности касты, отношений солидарности и взаимопомощи между ее членами. Каста контролировала все аспекты жизнедеятельности человека. Каждая из каст могла иметь десятки подкаст, которые на протяжении веков сохраняли свою идентичность.

Одним из результатов функционирования кастовой иерархии в течение веков стало создание всепроникающей социальной системы, позволявшей высшим кастам, особенно брахманам, духовно, идеологически и материально эксплуатировать средние и низшие касты. При этом брахманы занимали самые престижные позиции в обществе.

Система каст является основой социальной структуры индийского общества. Она со временем претерпела заметные изменения, однако не только не исчезла, но и сегодня продолжает жить и играть большую роль в социально-экономической и политической жизни Индии. Индуизм дал идеологическое обоснование кастовой системе. Поэтому идеологи небрахманских движений в борьбе против кастовой дискриминации бросали вызов индуизму. Они призывали критически относиться к священным книгам индусов, переориентировать внимание социальных реформаторов на борьбу за гражданские права и светское начало в обществе, а решение проблемы низов видели в их самоутверждении, чему должна была способствовать масштабная экономическая и культурная помощь им со стороны государства и общества.

Первые выступления небрахманских каст были связаны с антифеодальными по своей сути крестьянскими движениями на западе Индии. В последней трети XIX в. небрахманское движение уже пустило корни в среде крестьянства, особенно в Махараштре. Его возглавил демократ-просветитель Джотиба Пхуле (1827–1890). Выходец из низкой касты шудр (садовников-мали), он стал подлинным трибуном ремесленников и мелких торговцев, а также сельскохозяйственных работников – неприкасаемых. Пхуле утверждал, что брахманы монополизировали административные и иные службы, юриспруденцию и образование, пользовались бесконтрольной властью над всем обществом. Он подчеркивал, что колониальные власти содействовали сохранению и даже усилению брахманского господства. Он выступал за ликвидацию традиционной системы внутриобщинного обмена услугами, наследственно закрепленными за кастами.

Пхуле заявлял, что четырехварновая система с момента ее зарождения была рассчитана на эксплуатацию низших каст высшими. Основанное им в 1873 г. «Сатьяшодхак самадж» (Общество правдолюбов) впервые в истории отношений между кастами бросило вызов многим брахманским привилегиям. Главным принципом деятельности этого общества стал отказ от обращения к брахману как к служителю культа и посреднику между богом и людьми. Из-за этого религиозные суды, состоявшие из брахманов-пандитов, стали жестоко карать тех, кто нарушал традицию. Однако члены «Сатьяшодхак самадж» отстаивали свою правоту, обращаясь к светским судам.

Пхуле выступал за равенство людей не только перед богом, но и в жизни, требовал отказа от дискриминации неприкасаемых, свободного общения между представителями всех каст и религиозных общин, равноправия для всех, в том числе женщин. Он полагал, что главным средством достижения равноправия должны стать образование и просвещение масс, развитие антикастового сознания, борьба против монопольного господства брахманов в общественной жизни. Пхуле считал, что все небрахманские касты, в том числе и неприкасаемые, являются исконными жителями Индии, которым захватчики-арии отвели низшее место в своей социальной иерархии.

Свои усилия Пхуле сосредоточил на создании универсальной для всех индийцев религии, новых свадебных ритуалов и на воспевании самобытной и равноправной крестьянской общины «неариев». В книге «Сарваджаник сатья дхарм» (Всеобщая религия истины) Пхуле предлагал принять новый моральный кодекс, основанный на принципах гуманности, терпимости и равенства между людьми.

Небрахманское движение пыталось оспорить притязания брахманов на то, что именно они создали общенациональную культуру. По мнению Пхуле, на смену брахманской культуре должна была прийти культура всего народа. Нельзя создать нацию (имеется в виду страна, государство), заявлял Пхуле, не преодолев главную силу на пути единения граждан, – кастовую систему. Он обвинял брахманизм в создании препятствий к достижению национального единства.

Усилению брахманского влияния во многом способствовало британское правление, которое опиралось прежде всего на пандитов (ученых-брахманов), сотрудничавших с англичанами в качестве советников. Этому также способствовало проведение переписей населения, в которых впервые стало отмечаться деление на касты.

В конце XIX в. выступления небрахманских и низших каст имели место в южных районах Индии, где господство брахманов в идеологической и социальной сферах было, по существу, абсолютным. Находясь наверху кастовой пирамиды, брахманы выступали в качестве самых ревностных защитников кастовой системы, ограничивая возможности для развития остальных каст.

Первый период борьбы отдельных неприкасаемых каст за изменение своего традиционного положения характеризуется в индийской историографии как движение «угнетенных классов». Вплоть до конца XIX в. неприкасаемые не имели общественных и политических организаций. В 1892 г. появились первые две организации неприкасаемых – ади-дравидов и париев в Мадрасском президентстве. А к 1910 г. в стране действовали уже 11 организаций неприкасаемых: семь – в Мадрасском президентстве, две – в Бомбейском, по одной – в Бенгалии и Центральных провинциях.

В конце XIX – начале XX в. борьба за улучшение положения керальских низших каст была тесно связана с именами крупных социальных реформаторов. Одним из них был Айянкали (1863–1941). В результате его деятельности и активных выступлений касты пулайя, которые нередко сопровождались столкновениями с высокими кастами, в 1900 г. она добились права пользоваться большинством общественных дорог в Траванкоре, хотя многие частные дороги и улицы были для них закрыты еще долгое время. Айянкали впервые организовал забастовку сельскохозяйственных работников пулайя исключительно для того, чтобы добиться права для их детей учиться в государственных школах. Понимая необходимость организованных действий в борьбе против дискриминации, Айянкали создал в 1905 г. «Садху джака парипалпана сангам» (Союз благосостояния бедняков), который добился введения шестидневной рабочей недели для сельскохозяйственных работников, ранее трудившихся без выходных.

Другой керальский реформатор Нараяна Гурусвами (1854–1928) – представитель самой многочисленной касты неприкасаемых ижава (или ирава, илайя, тхийя) в своем подходе к проблеме ликвидации кастовой дискриминации исходил из принципа – одна каста, один бог и одна религия для всех. Он осуждал кастовую иерархию и настаивал на социальном равенстве всех индусов. В начальный период своей деятельности он сосредоточил внимание на строительстве храмов, в которых в качестве жрецов выступали не брахманы, а ижава. Эти храмы были открыты для всех каст, включая бывших сельских рабов, низших из неприкасаемых – пулайя. Таким образом, была нарушена многовековая традиция, в соответствии с которой жрецом мог быть только брахман, а неприкасаемых и близко не подпускали к индусскому храму. Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Глава XII Российское государственное управление в конце XX – начале XXI

Из книги Утерянные земли России. От Петра I до Гражданской войны [с иллюстрациями] автора

Глава 6. Финляндия в конце XIX - начале XX века После Крымской войны в Финляндии продолжали преобладать монархические настроения. По инициативе местных властей были построены дорогие и красивые памятники Александру I, Николаю I, Александру II и Александру III.Столица страны

Из книги Финляндия. Через три войны к миру автора Широкорад Александр Борисович

Из книги История Мальтийского Ордена автора Захаров В А

Глава 1 ОРДЕН ИОАННИТОВ в конце XI - начале XIV века Причины Крестовых походов. Первый крестовый поход. Взятие Иерусалима. Создание Ордена св. Иоанна Иерусалимского. Великий Магистр Раймонд де Пюи. Крепости иоаннитов. Второй Крестовый поход. Война с Саладином. Третий и

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга вторая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

ГЛАВА XIX.Россия в конце XVI- начале XVIIв. Начало Смутного

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Раздел 4 РОМЕИ И НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В КОНЦЕ III - НАЧАЛЕ VIII в. РОМЕЙСКИЕ ВЛАДЕНИЯ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В КОНЦЕ VI - VII вв. По мнению исследователя А.Г. Герцена, в конце правления Юстиниана I началось сооружение крепости в столице Дори - Доросе (на плато современной

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

Глава XI РОССИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в. § 1. Экономическая политика самодержавия Конец XIX - начало XX в., как и пореформенная эпоха в целом, явились для России эпохой быстрого развития капитализма, развития, прерванного социальным катаклизмом 1917 г. Однако, несмотря на

Из книги Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам автора Зимин Игорь Викторович

Глава 5 Зубоврачевание в конце XIX – Начале XX века Когда цесаревич Николай Александрович стал императором Николаем II, ему было 26 лет, его жене Александре Федоровне – 22 года. В этом возрасте стоматологические проблемы еще сильно не беспокоят. Однако рождение императрицей

Из книги Новейшая история России автора Шестаков Владимир

Глава 1. Российская империя в конце XIX - начале XX века § 1. Вызовы индустриального мираОсобенности развития России в конце XIX - начале XX века. Россия вступила на путь современного индустриального роста на два поколения позже, чем Франция и Германия, на поколение позже, чем

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Глава 1 Петроград в конце XIX - начале XX бека «Весь мир насилья мы разрушим!» - пели революционеры на сходках и на баррикадах. В XXI веке эти слова отзываются горькой иронией. «Разрушим… до основания. А зачем?» И в самом деле - зачем? Так ли плохо жилось в России, а конкретно в

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Глава 12 ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в. 12.1. Общая характеристика периода Обстановка в России на рубеже веков отличалась крайней напряженностью. Сложный клубок создавшихся противоречий - экономических, политических и социальных - между

автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 3 Страны Америки в конце XVIII – начале XX века «…День, когда победа осталась на стороне партии, имевшей своим кандидатом Линкольна, этот великий день – начало новой эпохи в истории Соединённых Штатов Америки, день, с которого начался поворот в политическом развитии

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 5 Мир в конце XIX – начале XX века «Если суждена ещё когда-либо война в Европе, она начнётся из-за какого-нибудь ужасно несуразного случая на Балканах». Германский политик О. фон Бисмарк Союз России и Франции. Иллюстрация из французского

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 3 Страны Америки в конце XVIII – начале XX века «…день, когда победа осталась на стороне партии, имевшей своим кандидатом Линкольна, этот великий день – начало новой эпохи в истории Соединенных Штатов Америки, день, с которого начался поворот в политическом развитии

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 5 Мир в конце XIX – начале XX века «Если суждена еще когда-либо война в Европе, она начнется из-за какого-нибудь ужасно несуразного случая на Балканах». Германский политик Отто фон Бисмарк Союз России и Франции. Иллюстрация из французского

Во второй половине XIX века в Индии ускорилась ломка традиционного уклада жизни. Англичане, не желая того, способствовали некоторому прогрессу своей колонии, развитию в ней капиталистических, буржуазных отношений. В стране начался новый этап национально-освободительной борьбы, связанный не с классом феодалов, а с нарождавшейся буржуазией.

Индия после восстания сипаев

Национальное восстание 1857-1859 гг. оказало большое влияние на английскую колониальную политику. В 1858 г. Индия была объявлена владением британской короны. Это положило конец правлению английской Ост-Индской компании. В этом же году прекратила свое существование династия Великих Моголов, так как два сына и внук последнего Могола были расстреляны английскими офицерами. Однако дух и символы самодержавия сохранились. В 1877 г. королева Англии Виктория была провозглашена императрицей Индии. Отныне «Великий Могол» восседал в Англии.

Красный форт в Дели, первая половина XIX в. Здесь доживал последние дни английский пенсионер Великий Могол Бахадур-шах II (1837-1857), лишенный власти

Англичане торжественно обещали свято уважать права, честь и достоинство туземных князей. Индийские феодалы, поддерживавшие англичан в период антиколониального восстания, получили щедрое денежное вознаграждение и земельные владения. Они превратились в надежную социальную опору английского колониального режима. Одновременно Англия реорганизовала свои вооруженные силы в Индии. Теперь они становились королевскими войсками. В них значительно увеличилось количество англичан, которые считали, что 1857 г. не должен повториться.

Экономическое развитие

Во второй половине XIX в. Индия становится важнейшим рынком сбыта товаров английской промышленности и источником сырья для метрополии. Импорт в основном состоял из предметов роскоши: шелковых и шерстяных тканей, кожи и кожаных изделий, украшений, мебели, часов, бумаги, парфюмерии, стеклянных изделий, различных игрушек, велосипедов, машин, лекарств. Некоторые ввозимые товары стали предметами первой необходимости во многих домах, например, спички, мыло, стекло, карандаши, перья, ручки, изделия из алюминия, керосин. Из Индии английские фирмы вывозили продовольствие и сельскохозяйственное сырье: рис, пшеницу, хлопок, джут, индиго, чай.

Широкое распространение получил ввоз английского капитала. Сначала в форме займов, которые получали колониальные власти у лондонских банкиров под высокие проценты, а затем в форме капиталовложений частными лицами. Займы шли на содержание колониального аппарата и армии, на финансирование грабительских войн против других стран Востока, например Афганистана. Оплачивало эти займы нищее голодное крестьянство.

Английские капиталы вкладывались в создание предприятий по переработке местного сырья. В руках англичан находилась быстро расширявшаяся джутовая промышленность. Выгодной сферой вложения капитала были плантации чая, кофе, каучука.



Быстрыми темпами шло строительство железных дорог и телеграфных линий, которые были собственностью исключительно колониальных властей.

Железные дороги веером расходились из крупных портов, обеспечивая доставку сырья и продвижение промышленных товаров из Англии. Первая железная дорога была построена в Индии в 50-х гг. К 1900 г. протяженность железнодорожных линий достигла 40 тыс. км. Такому размаху могла позавидовать любая страна мира. В независимой Японии, например, длина железнодорожной сетки к концу столетия равнялась лишь 2 тыс. км.


Хотя и медленно, но появлялись предприятия, принадлежавшие индийскому капиталу. Это происходило главным образом в текстильной промышленности. Индийская буржуазия формировалась из богатых ростовщиков, помещиков и других состоятельных людей. Она была еще слаба и зависела от более могущественного английского капитала. Мелкие хозяйчики, владельцы мастерских и мануфактур почти не имели шансов в колониальных условиях стать фабрикантами.

Таким образом, английские колониальные власти в определенной степени способствовали промышленному развитию Индии.

Сельское хозяйство

Если в промышленном развитии наблюдался некоторый подъем, то этого нельзя было сказать о сельском хозяйстве. Оно переживало упадок. Орудия обработки земли сохранились со времен средневековья. Почва истощалась, неуклонно понижалась урожайность. Искусственно орошалась только пятая часть засеянных площадей, что было меньше, чем в Могольской империи.

Хозяевами в деревне являлись помещики и феодальные князья. Большинство крестьян были безземельными или малоземельными арендаторами. Они пользовались землей на кабальных условиях. Арендная плата составляла 50-70 % урожая. Крестьяне изнывали под бременем непосильных налогов.

Несмотря на то что большинство населения было занято в сельском хозяйстве, страна не могла обеспечить себя продовольствием. Миллионы людей гибли от недоедания и эпидемий. Голод достигал размеров, о которых цивилизованная Европа и не подозревала. В 1851-1900 гг. голод в Индии повторялся 24 раза. Повинна в этой трагедии «грязная тройка». Так простые индийцы называли англичан, помещиков и ростовщиков.

Создание организации Индийский национальный конгресс

До середины XIX в. во главе антиколониальной борьбы стояли феодалы. Восстание сипаев было последним крупным выступлением с целью восстановления старого феодального режима. С появлением национальной буржуазии и прослойки индийской интеллигенции, получившей европейское образование в своей стране или за границей, начинается новый этап в истории индийского национально-освободительного движения.

В декабре 1885 г. в Бомбее была создана первая общеиндийская политическая организация - Индийский национальный конгресс. Эта организация представляла интересы индийских промышленников, купечества, помещиков и высших слоев интеллигенции. Она выражала мягкую оппозицию колониальному режиму, не посягая на его устои. Конгресс требовал национального равноправия англичан и индийцев и самоуправления для Индии при сохранении британского владычества. Эти цели предполагалось достичь мирными, законными средствами, путем постепенного реформирования существующей системы управления. Вопрос о представлении независимости не ставился.

Первоначально британские власти благожелательно отнеслись к Национальному конгрессу. «Лучше конгресс, чем революция»,- считали они. Но вскоре их отношения изменились. Это произошло после того, как внутри Конгресса сложились два течения - правое («умеренные») и левое, демократи-ческое («крайние»). «Крайние» видели свою задачу в подготовке населения к будущей борьбе за независимость. Их вождь, выдающийся индийский демократ Тилак, не считал вооруженную борьбу правильным путем достижения независи-мости. Одним из важнейших средств антиколониальной борьбы он рассматривал бойкот английских товаров.

Подъем национально-освободительного движения 1905 - 1908 гг

Особую тревогу колониальных властей вызывало растущее недовольство англичанами в Бенгалии - наиболее развитой и населенной провинции Британской Индии. Вице- король Индии лорд Керзон решил разделить эту провинцию на две части, чтобы ослабить общую силу бенгальского народа. Указ о разделе Бенгалии был опубликован в июле 1905 г.

Это событие до глубины потрясло Бенгалию и взволновало всю Индию. Англичане производили раздел так, чтобы противопоставить бенгальцев- мусульман бенгальцам-индусам. В результате в одной части Бенгалии индусы оказались в большинстве, а мусульмане - в меньшинстве. В другой части - наоборот, мусульмане составляли большинство. Единый народ был разделен по религиозному признаку. Против раздела Бенгалии выступали все слои населения, даже бенгальские заминдары (помещики), независимо от религиозной принадлежности.

По предложению Национального конгресса, 16 октября 1905 г. был объявлен в Бенгалии днем национального траура. В этот день закрылись фабрики, магазины, базары. По всей Бенгалии не разжигали очагов. Взрослые соблюдали строгий пост. Многие служащие в знак траура сняли обувь и на работу шли с нею в руках.

Состоялись многочисленные митинги. Патриоты призывали народ употреблять предметы отечественного производства. Так началось движение за бойкот английских товаров, поддержанное индийской буржуазией.

Бойкот английских товаров приобрел массовый характер. Он распространился по всей Бенгалии и проходил под лозунгом «свадеши» (своя земля). Главной целью движения было развитие своего, национального производства. Вскоре лозунг «свадеши» был дополнен лозунгом «сварадж» (свое правление). Тилак призывал к расширению бойкота английских товаров и организации массовой кампании ненасильственного сопротивления колониальным властям путем нарушения законов без применения силы. Он называл это «пассивным» сопротивлением.

Постепенно патриотическое движение вышло за пределы Бенгалии и охватило всю Индию. В 1906-1908 гг. вспыхивали забастовки, волнения, устраивались митинги и шествия.

В условиях подъема национального движения английские колониальные власти проводили двойственную политику. С одной стороны, применялся жестокий террор против восставших. С другой - было объявлено о предстоящем проведении реформ. «Умеренные» Национального конгресса пошли на сотрудничество с англичанами в подготовке проекта реформ, требовали прекращения бойкота иностранных товаров. Но патриотическое движение не прекратилось. Тогда в июне 1908 г. английские власти арестовали Тилака и приговорили его к шести годам каторги. Население Бомбея ответило политической забастовкой, и каторга была заменена тюремным заключением.


Подъем национально-освободительного движения 1905- 1908 гг. завершился Бомбейской политической стачкой. Стало понятно, что Индия «пробудилась». Английские колонизаторы вынуждены были пойти на некоторые уступки. В 1911 г. отменили закон о разделе Бенгалии.

Новый подъем национально-освободительного движения начался после первой мировой войны.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Лауреат Нобелевской премии

В 1913 г. лауреатом Нобелевской премии в области литературы стал индийский поэт Рабиндранат Тагор. Впервые эта премия была присуждена представителю Азиатского континента. Образованная Индия с восторгом и воодушевлением встретила такое решение. Она увидела в нем факт признания индийской культуры на Западе.


Рабиндранат Тагор (1861-1941)

Великий индийский писатель и поэт родился в Калькутте (Бенгалия). Он принадлежал к известной семье просветителей Тагоров. Известность Р. Тагору принес первый сборник стихов, изданный в двадцатилетнем возрасте. Романы, повести, рассказы и пьесы писателя были направлены против феодальных и религиозных пережитков, бесправия женщин, кастовой системы. Рабиндранат Тагор был патриотом, активным сторонником реформ и развития индийской культуры. Многие его произведения - яркая иллюстрация к истории индийского национально- освободительного движения начала XX столетия. В знак протеста против английского правления в Индии Р. Тагор отказался от дворянского звания.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Вице-король Индии в 1899-1905 гг. лорд Керзон активно прово-дил политику укрепления британских позиций как на границах, так и внутри страны. При нём усилился контроль колониальных вла-стей за индийской периодической печатью, был затруднён доступ индийцев к образованию и к административным должностям, огра-ничены права местного самоуправления. Керзон последовательно проводил курс на ослабление ИНК. Особое возмущение вызвал про-изведённый в 1905 г. раздел Бенгалии по религиозному признаку на индусскую и мусульманскую провинции. Это решение стало поводом для массового движения протеста, которое началось с многотысяч-ной демонстрации индусов в Калькутте. Вслед за Бенгалией нацио-нальное движение поднялось в других провинциях и вскоре приня-ло общеиндийский масштаб. Особого размаха в эти годы достигло движение «свадеши» (отказ от покупки английских товаров).

Умеренные лидеры ИНК выступили в 1905 г. за «управление Ин-дией в интересах индийцев». Но при этом они утверждали, что судь-ба Индии навсегда связана с Англией и дальнейшее продвижение страны вперёд «должно осуществляться в пределах Британской империи». Сторонники более решительных действий возражали: «Разве могут быть нашими правителями эти воры, которые разру-шили наши ремёсла, отняли работу у наших ткачей и кузнецов, вво-зят бесчисленное количество товаров, произведённых у них в стра-не, продают их на наших базарах и тем самым воруют наше богатст-во, отнимают жизнь у нашего народа? Разве могут быть нашими правителями те, кто грабит урожай наших полей и обрекает нас на голод, лихорадку и чуму?»

Большое влияние на события в Индии оказали победа Японии над Россией, с одной стороны, и Русская революция 1905 г., с другой.

Дж. Неру вспоминал, что победа маленькой Японии над гигантской Рос-сией в 1904—1905 гг. произвела «громадное впечатление на азиатские стра-ны, в том числе на Индию». Эта победа «подействовала, как великое цели-тельное средство, поднявшее тонус во всей Азии»; «европейская великая держава потерпела поражение, следовательно, Азия всё ещё могла нано-сить поражение Европе, как она это часто делала в прошлом». Материал с сайта

В 1906 г. ИНК выдвинул требование о предоставлении Индии са-моуправления по типу британских доминионов. Сочетая репрессии и обещания, британские власти добились раскола в ИНК, при этом верх взяли умеренные деятели, настроенные на продолжение сотруд-ничества с колониальными властями. Кроме того, британские власти использовали индусо-мусульманские противоречия, поддерживая по-литические притязания мусульман в противовес индусам. При их поддержке в 1906 г. была создана Мусульманская лига Индии. Индусы ответили на это созданием Общества славной религии Индии. Спро-воцированное англичанами обострение религиозных противоречий только усилило напряжённость в стране. В 1907 г. власти приняли за-кон о мятежных сборищах, позволявший им усилить судебное пре-следование недовольных, а в следующем году был арестован Тилак. Его осуждение вызвало новую волну протестов. Крупнейший про-мышленный центр Индии Бомбей был охвачен всеобщей забастов-кой. Только после её вооружённого подавления национальное движе-ние пошло на спад.

В 1911 г. Индию посетил британский король Георг V. Его визит был использован для умиротворения страны. Решение о разделе Бенгалии было отменено, а столица Индии была перенесена из ко-лониальной Калькутты в её исторический центр — Дели. Здесь ко-роль короновался в качестве императора Индии.

К этому времени заметных успехов добились индийская промышлен-ность и торговля, в Индии появился национальный капитал. В 1911 г. в Би-харе начал работу первый металлургический завод, принадлежащий индий-цам. Как писал о тех временах Дж. Неру, «этот период представляет для нас не только исторический интерес, а нечто большее», поскольку именно тогда закладывались основы современной Индии. Индия пробудилась для само-стоятельной деятельности на арене всемирной истории, что показали по-следующие события.